Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
30 марта 2010, источник: РИА Новости, (новости источника)

Героизм актеров и создателей «Белого солнца пустыни»

30 марта исполняется 40 лет со дня, когда на экраны вышел знаменитый отечественный фильм «Белое солнце пустыни». История, повествующая о приключениях красноармейца Сухова, сразу нашла отклик в сердцах советских зрителей. Ведь только за первый год «российский вестерн» посмотрели 35 миллионов человек. В этом году празднования юбилея легендарной картины будут проходить без ее создателя – режиссера Владимира Мотыля.

Восход «Белого солнца пустыни»

Толчком к созданию «Белого солнца пустыни» послужил популярный во второй половине 60-х годов фильм «Неуловимые мстители». Приключенческая картина Эдмонда Кеосаяна открыла новый этап в кинематографе – режиссеры все чаще стали обращаться к новому жанру так называемого истерна.

В 1966 году начала работать Экспериментальная творческая киностудия (ЭТК), которая обладала значительной автономией и имела право заключать договоры с авторами и режиссерами без согласований с Госкино и ЦК. В 1967 году руководство ЭТК решило приступить к созданию нового приключенческого фильма, над сценарием которого изначально работали Андрей Михалков-Кончаловский и Фридрих Горенштейн. Но проведенная работа не устроила руководство киностудии, и Кончаловскому дали новых соавторов: Валентина Ежова и Рустама Ибрагимбекова. Уже в июле 1967 года работа над сценарием была полностью закончена, правда, Кончаловский на тот момент уже покинул проект.  Затем начались долгие поиски режиссера. В результате предложение возглавить съемки принял Владимир Мотыль, который на тот момент был известен благодаря своей картине «Женя, Женечка и “катюша”». 

«Мне не интересно было снимать чисто детективную картину, этот жанр меня не привлекал. Сценарий, конечно, был хорош. Но нужно было найти изюминку, которой и являлась любовь бывалого красноармейца Сухова к простой русской бабе. Я видел Катерину Матвеевну женщиной кустодиевского типа. Она должна была быть именно “в теле”, этакая мечта солдата, изголодавшегося по плоти…», — рассказывал Мотыль в интервью газете «Известия».

«Сейчас поглядим, какой это Сухов!»

На роль главного героя картины красноармейца Федора Сухова пробовались несколько актеров. В финал вышли двое — Анатолий Кузнецов и Георгий Юматов. В итоге утвержден был Юматов. Но через неделю после начала работы над фильмом актера обнаружили в состоянии тяжёлого опьянения с лицом, сильно пострадавшим после драки, пишет tvkultura.ru.

Владимир Мотыль вновь обратился к Кузнецову. К счастью, актёр оказался не занят и согласился принять участие в съёмках.

Без костылей и без дублера

Неимоверный героизм проявил во время съемок Павел Луспекаев. Его таможенник Верещагин стал одним из самых любимых народом персонажей.

Дело в том, что Луспекаеву незадолго до съемок ампутировали ступни обеих ног. Но Мотыль не представлял другого Верещагина, он предлагал актеру сниматься на костылях и даже был готов частично переписать сценарий, в котором Верещагин  — бывший офицер, инвалид первой мировой или таможенник, раненный контрабандистами в обе ноги, пишет smena.ru.

«Давай, Володя, сперва я сыграю то, что написано в сценарии, а уж потом какого-нибудь инвалида. Пусть тебя мои ноги не смущают. Я придумал сапоги с металлическими упорами внутри», — говорил Павел Борисович Владимиру Мотылю.

В фильме есть лишь один трехсекундный кадр, где Луспекаеву потребовалась замена: Верещагин ногами спихивает бандитов за борт. Все остальные сцены актер выполнял сам: и в пустыне, и на палубе корабля, и во время драки.

По шею в горячем песке

Во время съемок в пустыне стояла неимоверная жара. «В песке можно запросто куриные яйца варить! А уж подогреть что-то — секундное дело!», — шутили на съемочной площадке. Именно в таких условиях работал актер Спартак Мишулин. Его трижды закапывали в песчаную яму, для того чтобы отснять сцену с Саидом. Первый дубль не приняли, потому что он показался «излишне жестоким», второй – испортила царапина на пленке. В итоге Мишулин отсидел в песке целых девять дней, пишет smena.ru.

Любимый фильм Брежнева и талисман космонавтов

Далеко не всем известно, что сорок лет назад картину хотели запретить. Если бы фильм не попал в руки Леонида Брежнева, то, возможно, лента могла бы оказаться «на полке». Брежнев посмотрел фильм у себя на даче и сразу же позвонил домой министру кинематографии Романову. «Очень, очень хороший фильм снял, старик, — говорил генеральный секретарь ЦК КПСС. — Молодец, здорово работаешь». В ответ Романов, который еще не видел работу Мотыля, лишь испуганно спросил, о каком фильме идет речь. «Ну как же! Солнце белое где-то там в пустыне, басмачи и бабы в платках», — ответил Брежнев. На широкий экран фильм вышел 30 марта 1970 года.

Уже на протяжении многих лет перед каждым стартом на орбиту на Байконуре космонавты смотрят «Белое Солнце». «Просмотр “Белого солнца пустыни” стал для нас традицией в результате подготовок предыдущих экипажей по съемкам. Этот фильм используется в качестве пособия для обучения космонавтов киносъемкам. Как строить план, как работать с камерой, как выставлять сцены», — говорит командир корабля «Союз ТМА-17» Олег Котов. «Белое солнце пустыни — эталон операторской работы», — сказал он, добавив, что космонавты знают этот фильм «более чем наизусть».