Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
«Сюрприз для Рамзана»: как живут русские в ЧечнеКак живут русские, которые там остались, и что мотивирует людей из других регионов приезжать сюда жить.
31 марта 2010, источник: АиФ Волгоград, (новости источника)

Алексей Веденеев: «СТЭМ никогда не опопсеет»

Интервью с ветераном волгоградского стэмовского движения

Даже в эпоху телепроектов вроде «Комеди клаб»  студенческие театры эстрадных миниатюр продолжают привлекать в свои ряды все новых сторонников. Накануне открытия в Волгограде очередного международного фестиваля СТЭМов «Земля – планета людей», который проходит с 30 марта по 2 апреля, наш корреспондент побеседовал с одним из ветеранов волгоградского стэмовского движения, основателем СТЭМа ВГПУ «Пульс», а по совместительству деканом естественно-географического факультета этого вуза Алексеем  Веденеевым.

«АиФ»: – Алексей Михайлович, с чего начинался коллектив «Пульс» ВГПУ?

Алексей Веденеев – Днём рождения нашего СТЭМа считается 5 декабря 1991 года. То есть мы ещё застали историю бывшего СССР, появившись за три дня до «Беловежской пущи».  И в день рождения «Пульс» сыграл свой первый спектакль «Федот, да не тот». Пьеса была написана в стилистике и по мотивам широко гремевшей тогда сказки Леонида Филатова и посвящалась проблемам абитуриентов и первокурсников, волей судьбы угодивших в наш педагогический институт с его тогдашней хозяйственной разрухой, «чинодральством» в среде преподавателей и так далее. Успех был потрясающим. Как говорится в таких случаях, актёры театра проснулись на следующее утро знаменитыми.

«АиФ»: – Прочитал недавно такое определение: «СТЭМ – это не какой-то там КВН, а сжатая до миниатюры серьёзная драматургия». Согласны?

А.В.– Не надо забывать, что СТЭМы – это самодеятельные, а не профессиональные коллективы с совершенно другими задачами. Для стэмовцев игра – это хобби, реализация своей внутренней потребности, зачастую без соответствующей сценической подготовки. Поэтому, как только мы начнём подстраиваться под театральную жизнь с её специфическими законами, скажем, диктатом режиссёра, внутренней актёрской конкуренцией, «звездизмом» и интригами, это будет смерть СТЭМа. Да, в нашем движении есть свои давно «отшлифованные» сценические принципы, традиции. Но чудесная особенность стэмовского движения состоит в том, что в отличие от КВН любые наши фестивали никогда не обрастут эдаким попсовым жирком. Все попытки «встроить» СТЭМы в колесо коммерции, заканчивались, как правило, ничем. Вот и недавно известнейший шоумен Александр Цекало попытался создать на одном популярном телеканале некое СТЭМ-шоу. Для этого его представители выходили на многие добротные коллективы по всей стране, на нас в том числе. Насколько я понимаю, ничего из этой затеи не получилось. СТЭМ в очередной раз «не дался» телекоммерсантам.

«АиФ»: – То есть участь «Комеди клаб» студенческим театрам не грозит?

А.В. – Нет. Как говорят обычно в таких случаях сами телевизионщики, мы, СТЭМ, – «не формат». Особенно мы «не формат» там, где в изобилии присутствует юмор ниже пояса в качестве чуть ли не единственно возможного «проходного сценического приёма». Другой вопрос, что элементы эстрадности, зрелищности, экшна и драйва в СТЭМе никто не отменял. Здесь мы родственны КВН. А вот юмор ниже пояса, любые попытки построить на этом всю миниатюру обычно проваливаются и вообще выглядят эдаким нелепым диссонансом.