Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
«Сюрприз для Рамзана»: как живут русские в ЧечнеКак живут русские, которые там остались, и что мотивирует людей из других регионов приезжать сюда жить.
31 марта 2010, источник: Вести.Ru, (новости источника)

Юбилей Т-34: этого танка боялись «Пантеры» и «Тигры»

Ровно 70 лет назад началась история лучшего танка Второй мировой войны. 31 марта 1940 года было принято решение о серийном производстве легендарной «тридцатьчетверки». Грозная боевая машина участвовала во всех крупных сражениях, а впоследствии находилась на вооружении 46 государств.

Сегодня «тридцатьчетверки» времен Великой Отечественной войны можно увидеть в музее бронетанковой техники в Кубинке. Они до сих пор находятся в прекрасном состоянии. Тут буквально нечему ломаться, а если что-то и выходило из строя, то ремонт можно провести в полевых условиях. Все механизмы и узлы танка по-прежнему функционируют. И это спустя 60 лет, после минимальной реставрации. Успех Т-34 был заложен еще на этапе проектирования.

Но как же получилось, что в Советском Союзе, где, по мнению гитлеровского командования, не могло производиться ничего сравнимого с лучшими мировыми образцами бронетехники, появился танк, который разом их превзошел?

Первым прототипом Т-34 стал танк БТ, он имел несколько модификаций, но основой послужила ходовая часть американского танка «Кристи». Его привезли из США в начале 30-х годов под видом трактора. Советских инженеров восхитила скорость и маневренность танка, от которого сами США отказались. Танк БТ успел принять участие в гражданской войне в Испании, но не слишком удачно.

«Кошкин проанализировал участие танка в конфликтах и пришел к выводу, что с таким бронированием танк не выдержит боя. И он установил противоснарядное бронирование, мощное пушечное вооружение, гусеничный движитель и танковый двигатель. Вот четыре составляющих», — объясняет Борис Озеров, инструктор музея бронетанковой техники в Кубинке.

Инженер Михаил Кошкин в то время возглавлял Конструкторское бюро танкостроения Харьковского завода. Первые опытные образцы Т-34 были готовы к марту 1940 года. В качестве доказательства надежности и проходимости машины ее создатели пригнали первые два танка из Харькова в Москву своим ходом. В марте, по грязи и бездорожью.

Как результат — приказ о постановке Т-34 в серийное производство. В первые годы войны «тридцатьчетверка» была едва ли не единственным очевидным преимуществом советских войск над вермахтом. Конструкция танка была предельно простой и надежной. В отличие от немецких машин, Т-34 легко осваивалась экипажем. На подготовку танкистов в первые месяцы войны иногда отводилось всего несколько часов.

«Не стеснялись ничего. Что ты так медленно лезешь в люк? И костылем вдоль спины! Учили нас очень хорошо, специалисты высокие», — вспоминает ветеран Великой Отечественной войны Михаил Скреметов.

В битве на Курской дуге против советских войск впервые выступили немецкие новинки — танки «Пантера» и «Тигр», созданные во многом по образцу и подобию «тридцатьчетверки». Чтобы успешно им противостоять, на Т-34 поставили новую башню с более мощной пушкой калибром 85 миллиметров.

Новый Т-34-85 был практически неуязвим. Такая «тридцатьчетверка» с удлиненной пушкой изображена во многих книгах и фильмах о Великой Отечественной, хотя на деле большую часть войны прошел Т-34 первой модификации. Но все же именно такой улучшенный танк стал ударной силой контрнаступления советских войск, которое закончилось в Берлине.