Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
1 апреля 2010, источник: Росбалт - Петербург

Родителям первоклассников не до смеха

Не все петербургские родители встречали 1 апреля жизнерадостным смехом. На осунувшихся после ночных бдений у здания вожделенной школы лицах читались смирение перед волей директора, надежда на светлое будущее своего первоклассника и тихая ненависть к тем, кто придумал так называемый заявительный порядок подачи заявлений в 1-й класс.

К 1 апреля родители будущих первоклассников готовились заранее, но этот день все равно преподнес сюрпризы. Накануне вдруг выяснилось, что уже давно составляются списки, распределены вечерние и ночные дежурства около школ. Среди родителей поползли тревожные слухи: говорят, что школа набирает не три, а всего два класса. Уже давно у завуча лежат особые списки, в которые попали исключительно дети милиционеров, депутатов и тех, кто успел заплатить. Место жительства в данном случае роли не играет, потому что в школу берут только тех, кто ходил на подготовительные курсы…

Многократные призывы руководства большинства школ и клятвенные заверения, что «возьмем всех», не помогли: даже самые стойкие и уверенные в себе родители с крепкими нервами вдруг к вечеру 31 марта начали поддаваться общей панике, запасались бутербродами и термосами и шли к школе — держать списки и контролировать очередь.

Около одной из школ Кировского района списки начали составлять 31 марта в 14:00. К 6-ти вечера в них было 59 человек — ровно два первых класса. Те, кто об этом не знал (таких набралось около 20 человек), очень возмущались и предлагали составлять свои, альтернативные списки. Одна бабушка вполне серьезно предлагала их отксерокопировать, потому что «в прошлом году списки вырвали из рук и съели. Так и остались все, кто целую ночь у школы дежурил, в общей очереди». Еще рассказали, что тогда пришлось даже вызывать ОМОН: в 9 утра, перед открытием заветной двери, началась драка между «списочниками обычными», «списочниками альтернативными» и теми, кто пришел просто так, без всяких списков.

Вообще, ночное бдение оказалось довольно увлекательным занятием для родителей: за несколько часов узнавалось столько всего интересного, раскрывались такие тайны и плелись такие интриги, каких не бывало за всю детсадовскую жизнь или совместное гуляние на детской площадке. Вероятно, где-то за эти несколько ночных часов создаются даже новые семьи…

Около 22:00 выходящая из школы сотрудница сердобольно покачала головой: «Горемычные вы наши! Да не стойте вы всю ночь, директор сказала — всех примем, третий, четвертый первый класс откроем, но примем!» Родители недоверчиво качали головами и не уходили. Периодически кто-то приносил очередную страшилку, что в школе такой-то уже 120 человек записалось, а где-то якобы уже в середине марта были составлены списки первоклассников…

В «нашей» школе ночные дежурства были распределены на всю ночь. Отношения между родителями «абитуриентов» оказались даже вполне трогательными: папы подставляли чужим мамам свое плечо и мужественно предлагали отдежурить за них. Делились сигаретами и чаем. Предлагали стульчики и погреться в машине. Некоторая искра взаимной подозрительности начала проскальзывать ближе к утру: появившийся в 4:00 чей-то папа предложил тем, кто уже который час мужественно держал списки (с дубликатами, согласно советам бабушки), засунуть их себе куда подальше. Мол, никакие списки недействительны, существует живая очередь, и он будет в ней первым. И пусть кто-нибудь попробует его не пустить. «Списочные» родители хихикали и улюлюкали, но тайно тревожились: как известно, даже один такой «засланный казачок» способен превратить приличных людей в агрессивную толпу.

Надо отдать должное руководству школы: оно сжалилось над родителями и уже в 6:00 открыло двери в школу. Поэтому оставшиеся до начала приема заявлений 3 часа несчастные папы, мамы и бабушки просидели в тепле, продолжая уже более вяло обсуждать, хорошо это или плохо — заявительный порядок приема заявлений, фактическая отмена вступительных экзаменов и олимпиад, а также расширение самостоятельности школ.

Нынешний порядок приема первоклашек существует с 2007 года. В соответствующих документах комитета по образованию подчеркивается, что администрация школы может отказать гражданам в приеме их детей в образовательное учреждение по двум причинам: отсутствию вакантных мест в учреждении и при наличии медицинских противопоказаний. На эти вакантные места в первую очередь могут претендовать те, кто проживает в непосредственной близости от образовательного учреждения (пункт 2.1.6 СанПиН 2.4.2.1178-02), дети, имеющие старших братьев и сестер, обучающихся в данном образовательном учреждении, а также дети учителей этой школы.

Любопытно, что в некоторых школах к «льготникам» почти официально относят выпускников так называемых «малышков», или платных подготовительных курсов, в других — детей сотрудников МВД, в третьих — военных. На самом деле обучение на платных курсах не является льготой и не должно пользоваться какими-то привилегиями. Неофициально очевидно, что школа, конечно, в первую очередь будет заинтересована в «своих» детях, в тех, с кем педагоги уже знакомы. Хотя об этом даже под пистолетом ни один руководитель вам не скажет — это действительно незаконно.

Кстати, заявительный порядок приема заявлений по сути — чистый рынок: покупатель (то есть родитель) голосует (и кошельком в том числе) за тот товар (школу), который считает оптимальным. Подобная система приема существует не только в России, но и во многих странах Европы. Например, в Великобритании в дни, когда школы открывают двери для будущих учеников, фиксируются самые грандиозные пробки на дорогах. В Бельгии родители точно также, как в России, ночуют в палатках у лучших школ с чаем и бутербродами. На стенах школ вывешиваются точно такие же списки, в которые вписываются вновь прибывшие.

«Объясню свою позицию, поскольку нас уже зачислили, — пишет одна из участниц родительского форума в Интернете. — В школе набирают три первых класса. Один — сильная учительница, зарекомендовавшая себя как отношением к ученикам, так и к обучению. Второй класс — учительница, пардон, “темная лошадка”. Как она к чему относится не известно, несмотря на рекламу администрации. И третий класс — откровенный отстой, что почти не скрывая дала понять сама директор. Угадайте, в каком классе будут те, кто “жег костры”, и в каком те, кто сильно гордый для того, чтобы встать пораньше для своего ребенка?

Угадав в каком классе окажутся дети активных родителей, нетрудно предположить, что это за дети. А именно: дети, родители которых имеют (как принято сейчас говорить) активную жизненную позицию. Дети, которые перенимают у своих родителей эту позицию. И, следовательно, жизнь этого класса будет яркой и интересной. И для меня важно, в каком классе ребенок будет учиться. В классе, где интересная внеклассная жизнь, где дети дружат между собой и у них ярко и интересно проходят школьные денечки, или в унылом болоте, из которого за десять лет детства и юности и вспомнить будет нечего?».

… Ровно в 9:00 в кабинет пригласили родителей детей, которые уже учатся в этой школе, работников самой школы, а также сотрудников милиции. «А я неаттестованный сотрудник милиции. Я имею право пойти вне очереди?» — волновалась женщина (64-я по списку). Ее сначала пустили, а потом вытащили обратно: родители порешили, что неаттестованный сотрудник милиционером не является.

Потом «пачками» стали запускать следующих по очереди, по 15 человек сразу. И тут все-таки даже в нашей относительно благочинной, но очень большой очереди, не обошлось без маленькой драчки. Тот папа, который возмущался наличием списков, оттеснил двух других пап, стоящих у двери, и успел плюхнуться на стул и схватить бланк заявления. В комнату ворвались несколько родителей и попытались вытащить смутьяна силой, но он вцепился в стол и не сдавался. Он кричал, что никакие списки незаконны, поскольку существует живая очередь, и он в ней первый, поскольку пришел к 4 часам утра. Тот факт, что некоторые пришли часов за 10 до него, мужчину не интересовал.

Интеллигентная очередь махнула рукой. Педагоги растерянно посовещались, не вызвать ли милицию, но решили пока не вызывать. Теоретически прием документов действительно осуществляется в порядке живой очереди, а вот вопрос, как эту очередь организовывать, администрацию школы волновать не должен. И это правильно.

Сама процедура сдачи документов заняла не более 10 минут. На будущем родительском собрании в мае пообещали рассказать, что к чему. После чего счастливые обладатели расписки в приеме документов стали потихоньку расходиться. Всего вместе со вчерашним отмечанием в списках в 18:00 и дежурства с 21:00 до 22:00 счастье быть в первой тридцатке фактически принятых обошлось в 15 часов времени и некоторого количества потраченных нервов.

Но самое удивительное, что все то же самое мы действительно могли бы спокойно сделать если не в течение всего апреля, то в первых его числах — точно. Случайно оказавшись около школы в районе 14:00, корреспондент «Росбалта» не заметил ни одного человека в очереди. Лишь какой-то папа интересовался, а когда уже можно подавать документы для поступления в 1 класс?..

Марина Бойцова

Справка:

С 1 апреля начался прием заявлений в 1-е классы школ Санкт-Петербурга. В комитета образования работает телефон «горячей линии» 576-20-19. По этому номеру специалисты дают разъяснения и принимают жалобы по рабочим дням с 9:00 до 18:00. Кроме того, постоянно работает «горячая линия» Инспекции Комитета по образованию: 764-77-63, 572-17-04.