Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Сколько на самом деле мартышек в Удаве из «38 попугаев»?Помните первую серию кукольного мультсериала, в которой животные думают, как измерить рост Удава?
2 апреля 2010, источник: Фонтанка, (новости источника)

Эскалаторы на «Спасской» встали. Пока на ремонт

Прошло чуть более года с момента запуска пересадочного узла «Сенная»-"Садовая"-"Спасская", как эскалаторы, которые представляли как самые прогрессивные, дали сбой. В итоге, пассажирам придется терпеть неудобства неопределенное время, пока сразу три подвижных лестницы будут ремонтировать.

Прошло чуть более года с момента запуска пересадочного узла «Сенная»-"Садовая"-"Спасская", как эскалаторы, которые представляли как самые прогрессивные, дали сбой. В итоге, пассажирам придется терпеть неудобства неопределенное время, пока сразу три подвижных лестницы будут ремонтировать.

Накануне вечером был отключен один из эскалаторов на переходе со «Спасской» на «Садовую». Причина — плановый ремонт, который продлится с первого по десятое апреля. Однако утром второго апреля и так загруженный узел превратился в людскую пробку. Пассажиры оказались поставлены перед фактом: не работают три из четырех эскалаторов. Еще две лестницы встали не по плану. Поэтому сказать, когда именно они заработают, в руководстве ГУП «Петербургский метрополитен» не могут: до окончания работ — сообщили «Фонтанке» в пресс-службе компании.

Теперь схема прохода пассажиров претерпела изменения в сторону неудобства: пока спуститься с «Садовой» на «Спасскую» напрямую будет невозможно, придется обходить через «Сенную». Впрочем, тех, кто прибывает по «оранжевой» ветке на «Спасскую», на «Садовую» все же поднимут, но только одним эскалатором, оставшимся в работе.

В метрополитене признают, что недовольны новыми подвижными лестницами. Их постоянно приходится останавливать на текущий ремонт, поэтому на станции дежурит не только сотрудник эскалаторной службы, но и представитель завода. С одной стороны, действительно, эскалаторы «Универсалмаша» — новинка для петербургской подземки: в стандартный тоннель установили четыре лестницы вместо привычных трех, что должно было бы повысить пропускную способность. Но, с другой стороны, это новшество требует серьезной «обкатки», и проходит она пока за счет пассажиров.

О проблемных эскалаторах «Фонтанка» рассказала первой ещё год назад. Напомним, что открытие станции метро «Спасская» переносилось шесть раз. А между станциями «Волковская» и «Звенигородская» пришлось запустить поезд-челнок. Основной причиной отсрочек и была конструкция новых эскалаторов, которая вызвала много вопросов у организаций, отвечающих за приёмку. В конечном счёте, разрешение на эксплуатацию машин «выбили» в Москве и эскалаторы приняли к работе, проведя испытания, в том числе с участием курсантов петербургского университета МЧС, которые несколько часов катались вверх-вниз изображая пассажиров.

Эскалаторы «Универсалмаша» принципиально отличаются от тех, что поставляло ЗАО «ЭЛЕС» (наследник производства тоннельных эскалаторов завода им. И.Е. Котлякова– завода им. Козицкого, поставлявший все глубокие эскалаторы для Петербурга и Москвы на протяжении последних лет). В частности, специалисты ЗАО «РАТТЕ», проводившего экспертизу, обратили внимание на отсутствие в конструкции главного вала, а, следовательно, и аварийного тормоза на нем. Конструктор предусмотрел другие технические решения организации торможения, но изменения пришлось согласовывать на федеральном уровне.

В итоге 7 марта 2009 года станция открылась. И пассажиры сразу же отметили повышенный уровень шума, при этом из-под эскалаторов постоянно доносился звук инструмента и удары чего-то тяжелого, похожего на кувалду. Тем временем, скорость эскалаторов значительно упала. Это стало заметно даже невооруженным взглядом: перед эскалаторами в час пик стали собираться толпы народы, не смотря на работу двух машин одновременно. По словам осведомлённых источников, скорость была снижена для уменьшения износа. Каждую неделю запчасти к новым машинам «привозили “Газелями”.

Естественно, что такие затраты не могли пройти для метро даром и уже спустя неделю после начала эксплуатации, 20 марта 2009 года, был объявлен конкурс на техническое обслуживание с 1 мая 2009 года по 28 февраля 2010 года. Исполнителю предписывалось выполнить работы, где первым пунктом стояло: “Исполнитель должен гарантировать работоспособность эскалаторов в период между выполнением технических обслуживаний”. Но самое интересное, что стоимость этих работ была оценена в 17,5 миллионов рублей, что составило почти четверть от первоначальной стоимости эскалаторов – 75 миллионов рублей. Конкурс на такое обслуживание выиграл производитель машин – “Универсалмаш”.

В первые же месяцы работы в эскалаторах выявили множество технических недостатков. Например, отдельные элементы были скреплены между собой болтовыми соединениями, которые от вибрации механизма начали раскручиваться. В результате отдельные узлы в срочном порядке проваривали сваркой на месте. Количество же заменённых роликов уже не поддавалось подсчёту. Ступени закручивало в спираль, и всё это происходило на глазах пассажиров.

Между тем, ещё до запуска проблемных эскалаторов на “Спасской” в пассажирскую эксплуатацию, “Универсалмаш” выиграл ещё один конкурс – на поставку эскалаторов для станции “Нарвская”. Конкурс провели в октябре 2008 года и уже к ноябрю 2009 года эскалаторы должны были быть отгружены получателю – ГУП “Петербургский метрополитен”. Сумма контракта – 175 миллионов рублей. По информации из источников заслуживающих доверия, заказ выполнен, но не до конца. Отчасти именно с этим связаны постоянные переносы сроков закрытия вестибюля “Нарвской”.

Ксения Потеева, Андрей Верёвкин, “Фонтанка.ру”