Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
3 апреля 2010, источник: РИА Новости, (новости источника)

Благодатный огонь впервые доставят в Ново-Иерусалимский монастырь

МОСКВА, 3 апр — РИА Новости, Ольга Липич. Благодатный огонь, который ежегодно возгорается накануне Пасхи в храме Гроба Господня в Иерусалиме, в эту субботу впервые доставят в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь под Москвой, построенный по образу иерусалимского храма Гроба Господня, сообщили РИА Новости в Фонде Андрея Первозванного (ФАП), восьмой год организующем принесение священного огня в пределы Русской православной церкви.

Стало уже традицией, что субботним вечером сотни верующих встречают возвращающуюся из Иерусалима с огнем делегацию ФАП в аэропорту Внуково-1, после чего развозят Благодатный огонь в храмы Москвы, Московской области и других регионов России. Ожидается, что самолет со специальными контейнерами с огнем приземлится во Внуково в 22.30 мск. Желающих получить Благодатный огонь фонд призывает привозить с собой лампады.

Делегацию, которая отправилась за Благодатным огнем в Иерусалим в Страстную пятницу, возглавляют председатель попечительского совета ФАП, президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин и епископ Красногорский Иринарх.

По возвращении в Россию они привезут Благодатный огонь на ночное пасхальное богослужение в храм Христа Спасителя и передадут патриарху Московскому и всея Руси Кириллу.

Огонь из Иерусалима в 2010 году предполагается доставить в сотни городов России и ближнего зарубежья, в епархиальные центры Русской православной церкви. Особо организаторы акции выделили Минск, Ригу, Ташкент, Бишкек, Таллин, Баку, Дербент, Санкт-Петербург, Барнаул, Белгород, Волгоград, Воронеж, Екатеринбург, Иркутск, Кемерово, Кострому, Красноярск, Курск, Липецк, Магадан, Мурманск, Нижний Новгород, Новосибирск, Орел, Пермь, Рязань, Псков, Саратов, Ставрополь, Тамбов, Тулу, Чебоксары, Ярославль, Петропавловск-Камчатский, Ростов-на-Дону, Южно-Сахалинск и Якутск.

НОВО-ИЕРУСАЛИМСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Мужской Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь был основан на землях села Воскресенское (Сафатово) патриархом Никоном в 1656 году. По его замыслу, в духе господствовавшей тогда идеологии «Москва-Третий Рим», обитель должна была стать «Новым Иерусалимом» — городом-храмом, крупнейшим центром всего православного мира, создающим образ Святой Земли.

Топонимика монастырских территорий повторяет названия святых мест Палестины, а некоторые строения напоминают очертания иерусалимских храмов.

Российская Палестина простиралась на несколько десятков квадратных километров. В центре ее находится холм, нареченный Сионом. Среди названий монастырских башен — Вход Господень в Иерусалим, Гефсиманская. Холмы вокруг — Елеонский, Фаворский, села — Преображенское, Назарет, Капернаум. Монастырь огибает Кедронский поток, а река Истра переименована в Иордан.

Огромный одноглавый крестово-купольный Воскресенский собор, который строился с 1656 по 1685 годы, создан по образу главной христианской святыни — храма Гроба Господня в Иерусалиме, к нему пристроены шатровая часовня Гроба Господня, Успенская церковь и подземная церковь святых Константина и Елены. В соборе воспроизведены подобия горы Голгофы, пещеры Гроба Господня, места трехдневного погребения и воскресения Иисуса Христа.

По одной из версий, «Новым Иерусалимом» Воскресенский монастырь впервые назвал царь Алексей Михайлович, присутствовавший в 1657 года на освящении деревянной Воскресенской церкви обители.

Большая часть построек монастыря относится к концу 17 века. Над строительством Воскресенского собора трудились в разное время такие именитые архитекторы, как Карл Бланк, Бартоломео Растрелли, Матвей Казаков, Андрей Воронихин, Константин Тон.

В конце 19 века — начале 20 века монастырь стал важным центром паломничества, особенно число посещавших его богомольцев возросло с постройкой Виндавской (Рижской) железной дороги. К 1913 году в обитель ежегодно приезжали около 35 тысяч человек.

В 1919 году обитель закрыли. На ее базе начал действовать историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим».

Во время трехнедельной немецкой оккупации в 1941 году музей был разграблен, башни и колокольня разрушены, а Воскресенский собор значительно поврежден.

В 1994 году начался процесс передачи сооружений монастыря Русской православной церкви, с этого времени в нем возрождается монашеская жизнь. Комплексное восстановление Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, большой интерес к которому проявляют и высшие государственные деятели, планируется завершить в течение пяти-семи лет.

ХРАМ ГРОБА ГОСПОДНЯ

Храм Гроба Господня — священный центр христианства, объединяющего сегодня около трети населения земли. Он сооружен по велению императора Константина Великого и его матери святой равноапостольной царицы Елены в IV столетии нашей эры на месте, где завершился земной путь Иисуса Христа. За свою многовековую историю храм трижды полностью разрушался и восстанавливался заново (последний раз — после пожара 1808 года).

Храм поделен между несколькими христианскими Церквами: большая часть святынь принадлежит Иерусалимской православной церкви, есть также армянский, коптский, сирийский и францисканский приделы.

Самое священное место во всем храмовом комплексе — это часовня над Гробом Господним (Кувуклия). В ней находится каменное ложе (лавица), где покоилось тело Христа после Крестной смерти в Страстную пятницу и до Его Воскресения. Именно здесь, как считается, появляется Благодатный огонь.

ЛИТАНИЯ

Самое раннее упоминание о схождении Святого огня в канун Воскресения Христова (Пасхи) датируется IV веком.

Церемония получения Благодатного огня (литания) начинается с раннего утра и состоит из целого ряда ритуалов, включая осмотр и опечатывание Кувуклии. Раньше это делали турецкие стражники, теперь — полиция.

В полдень от Иерусалимской патриархии начинается Крестный ход к Гробу Господню, который завершается перед входом в Кувуклию. В нее вносят большую лампаду, в которой должен возгореться огонь и 33 свечи (по числу лет земной жизни Спасителя).

Иерусалимский Патриарх традиционно входит внутрь Кувуклии в одном полотняном подряснике — чтобы было видно, что он не проносит с собой в пещеру спички или что-либо еще, при помощи чего можно добыть огонь. Затем вход в часовню опечатывают — и наступает напряженная тишина в ожидании чуда схождения Благодатного огня.

В народе существует предание, что, если огонь не сойдет, это станет ужасным предзнаменованием для всего человечества, а те, кто находится в храме, погибнут.

Как правило, ожидание чуда длится от нескольких минут до нескольких часов. На это время в храме гасится свет. Держа в руках незажженные пасхалы (большие праздничные свечи), присутствующие молятся, каются в своих грехах и просят Господа даровать Благодатный огонь.

Когда в Кувуклии возгорается Благодатный огонь, патриарх Иерусалимский передает его собравшимся в храме. Верующие, стоящие в первых рядах, зажигают от него свои свечи — и огонь молниеносно передается от одного человека другому. Людей охватывает эйфория — и многие умываются Благодатным огнем.

Примечательно, что первое время огонь этот обладает удивительным свойством — он совершенно не обжигает.

Благодатный огонь символизирует нерукотворный свет Воскресения Христова, о котором говорил еще апостол Петр. Огонь возгорается ежегодно именно в канун православной Пасхи и по молитвам именно православного духовенства (патриарха Иерусалимского) и тысяч паломников в храме Гроба Господня.

Мусульмане также признают божественную сущность огня, природа которого до сих пор не объяснена наукой.

Происходящее в храме Гроба Господня в эту субботу будут транслировать телеканал НТВ и «Радио России».