Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
4 апреля 2010, источник: Вести.Ru

70 процентов родителей выбрали светскую часть религиозного предмета

1 апреля в школах 19 регионов страны стартовал эксперимент по преподаванию нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Вокруг этого было много споров. В результате 70 процентов родителей решили отдать своих детей на изучение как раз светской части предмета.

Новые учебники во многие школы привезли всего за несколько дней до старта эксперимента, а потому — такой ажиотаж. Учителя и родители и пособия в руках-то не держали, но им пришлось заранее выбирать одно из шести направлений: основы православной, исламской, буддийской, иудейской культуры, светская этика, либо история мировых религий. «Наугад — оно, может, и лучше», — считают в Министерстве образования.

«Как раз когда все шесть были бы на руках, было бы гораздо сложнее делать выбор. Сегодня они выбрали, ориентируясь, скорее всего, просто на интерес. А сами учебники, они достаточно, я бы сказал так, равнозначны», — объясняет заместитель министра образования и науки России Исаак Калина.

Одно из главных условий эксперимента — свободный выбор той или иной культуры. Но получилось, похоже, не у всех.

«Некоторые приступы каких-то советских атавизмов, они время от времени у некоторых чиновников просыпаются, и они чувствуются. Возможно, именно с этим было связано то, что в ряде просто даже целых территорий, городов, просто не давали людям возможности совершить свободный выбор. Скажем, город Шадревск Курганской области, 80 тысяч населения — ноль. Якобы, никто не избрал основы православной культуры в отличие от соседних городов, где 20-25 процентов. Значит, сейчас это административное давление», — говорит профессор Московской духовной академии, автор учебника «Основы православной культуры» Андрей Кураев.

Так называемый «Юрьев день» — возможность поменять решение — у родителей будет в начале следующего учебного года. Впрочем, у педагогов, которые прошли специальную стажировку по новому учебному курсу, цель в конечном итоге общая.

«Основы мировых культур должны нести только одно — воспитание духовно-нравственного человека. Мы все знаем: нравственность у нас ушла, а уж духовность давно пропала», — объясняет учитель начальных классов школы №5 города Пятигорска Нина Костромина.

«А не рано ли детям о духовных истинах? — возражали противники эксперимента. — Ведь четвертый класс!»

«Возраст нежный и потому очень ответственный», — парируют авторы проекта.

«Мы хотели бы, конечно, опередить и тех, кто называет себя скинхедами, и тех, кто якобы строит ислам в нашем обществе. Если мы не возьмемся за это, если мы не начнем сажать своих детей за парты, обучать этому, то это начнет делать кто-то другой. Обратились именно к религии потому, что у нас существует, кроме религиозных модулей, светская этика. Но вся светская этика опирается на религиозную, потому что когда философы только взбирались на эту гору, забравшись, они видели там теолога с его этикой, религиозной этикой», — объясняет преподаватель Московского исламского университета Зарият Пашаева.

Теология в светской школе? Вокруг этого были самые острые споры. В итоге как альтернатива появились направления — история мировых религий и светская этика.

«Трудность, в которую попали авторы учебника светской этики, с одной стороны, нельзя не сказать о каких-то религиозных устоях — представлении о добре и зле, о грехе и милосердии, о таинстве, высших силах. А с другой стороны — это же светская этика, причем здесь религия? Я думаю, что они совершили ошибку. Я такого учебника светской этики не могу себе представить», — говорит академик РАН, директор Института этнологии и антропологии РАН, автор пособия для учителей «Основы религиозной культуры» Валерий Тишков.

Вопрос, по которому уже не спорят: кто должен преподавать основы религиозных культур. Общее решение: священнослужители вести уроки не будут.

«Учитель в светской школе, как мы надеемся, будет более-менее беспристрастен в изложении материалов. Мы старались сделать максимально взвешенные, сдержанные пособия. С тем, чтобы не воздействовать на учащихся именно в миссионерском ключе», — объясняет раввин синагоги в Марьиной роще города Москвы, автор учебника «Основы иудейской культуры» Андрей Глоцер.

Музей изобразительных искусств имени Пушкина в Москве. Занятия по изучению мировой культуры. Подобные уроки с детьми младшего возраста здесь проводят уже десятки лет.

«В чем задача любого педагога — религиозного, эстетического или просто учителя — это, естественно, нравственное воспитание детей. Кто-то ограничится только эстетическим, но очень многие именно возьмут и эту сторону — религиозную. Причем у нас нет разницы в том, к какой конфессии это произведение искусства принадлежит», — рассказывает заведующая сектором эстетического воспитания детей ГМИИ имени А.С. Пушкина Надежда Ковалдина.

«Абсолютно некачественный текст, на который даже автор постеснялся поставить свое имя, поэтому этот учебник светской этики вышел без указания автора на обложке. Там есть очень странные тезисы, утверждающие, что представления о добре и зле неоднократно менялись в ходе исторического процесса. Знаете ли, десятилетним детям сообщать такого рода вещи — это странно, это не так», — считает профессор Московской духовной академии, автор учебника «Основы православной культуры» протодиакон Андрей Кураев.

Несмотря на все сложности, первые занятия основ религиозных культур и светской этики в школах уже состоялись. И это, уверены многие, куда лучше, чем ничего.

«Опыт неудачный, когда ребёнок скажет не то, что он ничего не понял, что он совсем запутался. Люди говорят: “Может, тогда не стоит и пытаться, если есть опасность?”. Вы знаете, как говорится: “дорогу осилит идущий”, — уверен кандидат исторических наук, автор учебника “Основы буддийской культуры” Баатр Китинов.

“А потому что вакуум после 1991 года образовался и цельной системы, скажем, идеологии, и Моральный кодекс строителя коммунизма” ушли в небытие, поменялась вся система наших установок, понятие о добре и зле, коммерческие ценности вышли на передний план. И разобраться в этом, преодолеть это как-то без кризисов и коллизий, чтобы дети понимали, что нельзя бить учителя, понимаете? Чтобы дети понимали, что есть феномен уважения к взрослым и многие другие вещи. Я думаю, что вот этот предмет может в значительной мере помочь в духовно-нравственном воспитании», — полагает академик ран, директор Института этнологии и антропологии РАН, автор пособия для учителей «Основы религиозной культуры» Валерий Тишков.

Первые итоги поворотного для школы эксперимента ожидаются в конце 2011 года. Тогда же и будет решено, распространять ли его с нынешних 19 пилотных регионов на всю страну.