Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
6 апреля 2010, источник: Вести.Ru

Смотр визуального искусства: коллайдер из дерева и каток из мыла

В Москве открылась выставка номинантов конкурса «Инновация». Это главный смотр российского визуального искусства или, как его еще называют, видеоарта. Новое поколение российских художников мыслит нестандартно — выкладывает Янтарную комнату из мыла и создает адронный коллайдер из дерева. Есть и такие экспонаты, которые на выставке просто не поместились — посмотреть их можно только на видео.

Повторить подвиги Евгения Плющенко у себя на кухне предлагают художники из Санкт-Петербурга. Арт-группа «Мыло», участвующая в конкурсе современного российского искусства «Инновация», даже Янтарную комнату умудрилась сложить из обыкновенного хозяйственного мыла. В этот раз переосмыслили несколько «замыленную», но подтвержденную телевизионными рейтингами тему — страсть российского народа к танцам на коньках. Участники арт-группы Семен Молотянец и Дмитрий Петухов рассказали: «Любят у нас в стране фигурное катание, любят поскользить! Просто, наверное, любят поскользить! Из кусочка мыла обыкновенного можно поострить каток т покататься. И этот каток может вполне уместиться в любой кухне…»

«Мыло» — это новички. А вот, к примеру, Игорь Макаревич и Елена Елагина, которые всего несколько месяцев назад заполнили своими произведениями престижнейший Венский музей истории искусства, — настоящие мэтры концептуализма. В этом и состоит специфика национального конкурса «Инновация» — он объединяет молодых и зрелых художников из всех регионов России. Художник Николай Полисский пояснил идею своего произведения: «Сейчас действия этих ученых — строительство этого коллайдера — это главное. Это главное, что делают ученые, которые хотя как-то изменить суть вещей. Ну, то есть, понять что-то глобальное».

Николай Полисский проводит экскурсию по собственному арт-объекту. На выставке представлена только пятая часть его «Большого адронного коллайдера», выполненного, словно добротная изба, из дерева. В полном объеме скульптура была представлена в Люксембургском музее, где ее с восторгом изучали ученые, специалисты по настоящему коллайдеру.

В номинации «Визуальное искусство» также простое, на первый взгляд, видео Сергея Браткова. Когда оно впервые было представлено в галерее, из пола торчали страшные металлические штыри. Было видно, что воды Балаклавской бухты начинены металлом, и купаться в ней, разумеется, опасно для здоровья. Но вот видео – мальчики от 12 до 18 лет прыгают в эту воду. Автор видео комментирует: «Мне страшно за них,, и я им завидую». Проект «Балаклавский кураж» — о бесстрашии молодости и о презрении к опасностям жизни. Наверное, попытка поднять подобные вечные темы и отличает 25 проектов, объединенных в шорт-лист премии, от нескольких сотен, которые не прошли отбор. Как бы то ни было, налицо факт: в поток современного искусства вливается все больше молодых людей по всей стране.

Генеральный директор Государственного центра современного искусства Михаил Миндлин рассказал: «Благодаря новым технологиям, уже в регионах России возникают весьма интересные молодые художники, которые быстро оказываются в Санкт-Петербурге, в Москве, а потом выходят на международную художественную сцену современного искусства».

Региональные проекты, которые привезти в Москву невозможно, предлагается изучить с помощью видеорассказов. И уже к 15 апреля жюри, в состав которого входят кураторы и искусствоведы, определит победителей за минувший год. В пяти номинациях художники получат премии — от ста до двухсот пятидесяти тысяч рублей.