Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
6 апреля 2010, источник: Вести.Ru

«Танец» Матисса привезли в Амстердам

Полотно «Танец», всемирно известный шедевр Матисса, на время переехал в Голландию. Там, в зарубежном филиале Эрмитажа, открылась выставка «От Матисса до Малевича», где «Танец» — центральный экспонат. На правах VIP-гостя он даже прилетел в Амстердам отдельным рейсом.

Старинные здания в Амстердаме выстроены в своеобразном стиле: даже шутят, что, как правило, фасад чуть шире входной двери. Этому есть историческое объяснение: земля в городе была слишком дорогая, и дома возводили узкие и высокие. С тех пор сохранилась традиция — шириной фасада поверять статус владельца. Эрмитаж на Амстеле — это комплекс зданий длиной в целый квартал!

Любопытная деталь: когда на общественных слушаниях решали, под какие нужды отдать это здание, жители всех прилегающих улиц единогласно высказались за филиал петербургского музея.

Для Амстердама Эрмитаж снял все сливки с коллекции модернистов. Пикассо, Ван Донген, Кандинский, Малевич — местные гиды сбились с ног: водят по 20 экскурсий в неделю.

«Интерес огромный. И это интерес публики, которая возвращается в музей, который они любят и знают. Существует потребность прийти в Эрмитаж, посетить Эрмитаж. И я часто слышу: “Наша следующая поездка будет в Санкт-Петербург, я хочу пойти в Эрмитаж в Петербурге”, — рассказывает гид-экскурсовод филиала Государственного Эрмитажа в Амстердаме Анна Островская.

То, что сюда привезут “Танец” Матисса, скрывали до последнего момента. Лидвен Хелдерманс всю жизнь мечтала его увидеть. Ей намекнули, что картина уже здесь.

“Правда?! Не может быть! О, я не могу поверить! Непременно вернусь сюда завтра утром! Что вы?! Это же невероятная картина! И возможность увидеть её в оригинале здесь — это просто счастье!” — восклицает посетительница выставки “От Матисса до Малевича” Лидвен Хелдерманс.

Из Петербурга до этих экспозиционных залов “Танец” добирался несколько дней. В зарубежном визите шедевра был расписан каждый шаг,- начиная с погрузки в самолет ещё в Пулково.

VIP-гость выставки путешествует грузовым бизнес-классом. Для полотна предусмотрен отдельный отсек. Оно упаковано в специальный кофр. Внутри — особые крепления и несколько слоёв защиты, чтобы поверхность холста ни в коем случае не касалась стенок. После погрузки, уже в отсеке, ящик дополнительно укрепляют и организуют охрану на время всего полета/.

Картину ставили строго вертикально и только по направлению движения, чтобы уберечь от вибрации. В грузовой отсек в аэропорту Амстердама — доступ только по спецпропускам. Именно здесь голландцы впервые открыли для себя шедевр.

“Это, конечно, репродукция. Оригинал пока внутри. Мы откроем его уже на выставке. А копию поместили на футляр специально, чтобы сразу было понятно: это особый груз. Мы счастливы, что Матисс наконец на нашей земле”, — радуется директор филиала Государственного Эрмитажа в Амстердаме Эрнст Вин.

В финале пути долгожданный груз вдруг поставил голландцев в тупик: огромный футляр с полотном просто не прошел в дверной проем. После долгих переговоров Матисса были готовы носить на руках, но даже при таком обращении хранители хватались за сердце.

Но и в зале голландская сторона взяла высоту только со второго раза — сначала картину повесили ниже, чем нужно. Впрочем, петербургские специалисты всё поправили и заверили: ничего страшного, рабочий момент.

“Гарантия не предусматривает мельчайших деталей. Это общий документ. Есть правительственные гарантии, это огромная художественная ценность, поэтому всё есть, и я не вижу здесь нарушений”, — пояснил хранитель коллекции французской живописи Государственного Эрмитажа Альберт Костеневич.

Между тем, на полотна давно претендуют наследники их бывших владельцев, поэтому особый момент зарубежных поездок — иммунитет от ареста и изъятия. На этот раз его гарантирует голландское правительство — самый высокий уровень. Но в Петербург “Танец” Матисса вернут всё-таки раньше остальных картин — в начале мая. Даже полтора месяца для шедевра такого уровня — командировка более чем продолжительная.