Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Ужасно великий: чем Стивен Кинг запугал все человечествоПопулярность Кинга у публики огромна, но академический литературный мир не может решить, причислять ли его к большим писателям
7 апреля 2010, источник: Фонтанка

Уличные пираты без испуга

Продюсерские компании и иные правообладатели пытаются своими силами бороться с розничными распространителями контрафактных дисков с музыкой или фильмами – проводят контрольные закупки, фиксируют факт продажи на видео, подают иски в суд. Но, как правило, предприниматели, уличенные в нарушениях отделываются «легким испугом».

Продюсерские компании и иные правообладатели пытаются своими силами бороться с розничными распространителями контрафактных дисков с музыкой или фильмами – проводят контрольные закупки, фиксируют факт продажи на видео, подают иски в суд. Но, как правило, предприниматели, уличенные в нарушениях отделываются «легким испугом»: руководствуясь так называемым «внутренним убеждением» судьи снижают суммы компенсаций в десятки раз, зачастую – до минимальной величины.

По закону за любое нарушение авторских или смежных прав с нарушителя может быть взыскана компенсация в сумме от 10 тысяч до 5 млн. рублей. Критериев расчета конкретной суммы не существует – судьи должны оценивать ее исключительно субъективно.

Проспект Культуры и лагерная лирика

Одно из таких решений было вынесено и вступило в силу 24 марта. Конфликт разгорелся вокруг фонограмм Марины Абросимовой (творческий псевдоним – МакSим), входящих в состав альбома «Мой рай». Имущественные права на эти произведения артистка передала ЗАО «С.Б.А./Гала Рекордз».

Представитель этой компании всего за 60 рублей купил MP3-диск с записью песен в торговой точке, принадлежащей предпринимателю Логачеву. При этом он получил кассовый чек, а сам процесс покупки был зафиксирован на видеокамеру. Приобретенный диск содержал признаки контрафактности: не был оклеен контрольной маркой, полиграфия отличается от оригинала, обязательные сведения (номера лицензии и пр.), наносимые на внутреннее кольцо диска, отсутствовали, и т.д.

ЗАО «С.Б.А./Гала Рекордз» потребовало взыскать с продавца пиратского диска компенсацию в 100 тысяч рублей (то есть в 10 раз больше минимальной, но в 50 раз меньше максимальной суммы). Сам ответчик отрицал обвинения, утверждая, что не осуществляет предпринимательскую деятельность по продаже аудио-видео продукции в доме 22 по проспекту Культуры, где и было зафиксировано нарушение.

Суд отверг эти доводы, доверившись представленным истцом доказательствам, в том числе кассовому чеку с наименованием и ИНН предпринимателя. Однако, удовлетворяя требования правообладателя арбитраж в десять раз – до 10 тысяч рублей, уменьшил размер взыскиваемой компенсации.

Решение по аналогичному делу вступило в силу 22 марта. Всего 20 тысяч получит и компания «Классик Партнер», которой принадлежат права на альбом Ивана Кучина «Из лагерной лирики». Зафиксировав нарушение, компания подала иск к предпринимателю Сергею Кустову о взыскании компенсации в 200 тысяч рублей, но суд, «исходя из характера допущенного правонарушения, с соблюдением принципов разумности и справедливости», уменьшил ее в десять раз.

«Да здравствует “Горбушка”!

Специалисты скептически относятся к подобной тактике борьбе с пиратством. “Обращение в арбитражный суд в связи с нарушением авторских прав не очень эффективно, – полагает Виктор Наумов, партнер петербургского офиса международной юридической фирмы Salans. – Либо должен быть „поток дел“ (целая кампания против контрафакта), либо целесообразнее использовать механизмы административной или уголовной ответственности. Но, конечно, проблема глубже — пока контрафакт и пиратство не воспринимается в обществе в качестве одной из ключевых социальных проблем”. Валерий Ардалионов, вице-президент Ассоциации патентоведов Санкт-Петербурга также сомневается в целесообразности подобных исков и считает, что принимаемые по ним решения не способствует борьбе с пиратством. “Общественное мнение (в том числе – у „средних представителей“ судейского корпуса) на стороне мелкой рыбешки пиратского бизнеса. Можно считать, что „баланс интересов достигнут“, – говорит. – Россия всему миру демонстрирует борьбу с пиратством, а конкретным пиратам – не очень „больно“. Отличное отражение общественного мнения – слова профессора Капицы: „Да здравствует ‘Горбушка’, и да скроется тьма патентов!“. Тем не менее, по данным Высшего арбитражного суда России, рост числа связанных с защитой интеллектуальной собственности дел начался еще в 2008 году. Требованиями по большинству споров (две трети от общего количества)является взыскание компенсации за нарушение авторских прав. По мнению экспертов, такие тенденции связаны с введением в действие части IV Гражданского кодекса РФ, хотя порядок взыскания компенсаций и их размер (от 10 тысяч до 5 млн. рублей) был предусмотрен и ранее действующим законодательством. В 63 процентах случаев арбитраж удовлетворяет требования истцов, но, как показывает практика, на несравненно меньшие чем желают правообладатели суммы. Причем желающие взыскать миллионные компенсации могут оказаться в большом убытке: при подаче иска они должны заплатить госпошлину исходя их заявленных требований (например, со 100 тысяч рублей – 4 тысячи). А с ответчика она взыскивается пропорционально удовлетворенной части иска, то есть вместе с компенсацией в 10 тысяч правообладатель получает всего 400 рублей пошлины. Чистый доход оказывается почти в 20 раз ниже желаемого. Не смотря на это, правообладатели продолжают судиться – в прошлому году в целом по России было рассмотрено 3482 связанных с защитой интеллектуальной собственности спора. Павел Нетупский, „Фонтанка.ру“