Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Ужасно великий: чем Стивен Кинг запугал все человечествоПопулярность Кинга у публики огромна, но академический литературный мир не может решить, причислять ли его к большим писателям
7 апреля 2010, источник: Вести.Ru

Москва познаёт искусство Александра Дейнеки

В Москве почти 20 лет Александр Дейнека не экспонировался в таком объеме — от мозаик, что украшают станцию метро «Маяковская», до малоизвестных картин, которые мастер писал для себя. На выставку в Третьяковке выстраиваются очереди. Лекции о художнике собирают полные залы.

Александр Дейнека на своих полотнах любил загружать женщину физической работой. На одной — она тащит тачку, на другой картине – бревна. Мужчина – наоборот, в основном, занимается работой интеллектуальной. Или просто мечтает, глядя на самолеты. Обо всем этом – в лекции Кирилла Светлякова «Гендерные роли в искусстве Дейнеки».

«Женщины в картинах Дейнеки массивны, монументальны, — рассказывает искусствовед, заведующий отделом новейших течений ГТГ Кирилл Светляков. — Ряд свидетелей, которые с ним общались, говорили, что женские фигуры Дейнеки похожи на самого Дейнеку: у него были широкие плечи, он был коренастый. Конечно, по контрасту с его образами возникают лирические образы юношей».

В Москве почти 20 лет Александр Дейнека не экспонировался в таком объеме — от мозаик, что украшают станцию метро «Маяковская», до малоизвестных картин, которые мастер писал для себя. На выставку в Третьяковке выстраиваются очереди. Лекции о художнике собирают полные залы. Даже хрестоматийные – военные — полотна Дейнеки искусствоведы открывают для себя по-новому.

«Сбитый ас» Александра Дейнеки, написанный во время войны, в советские годы воспринимался как яркий пример соцреализма. Современные исследователи готовы с этим поспорить. Они обратили внимание, что фигура летящая писалась с натуры — с фигуры лежащей. Плюс нестандартное цветовое решение, напоминающее палитру Сальвадора Дали. Словом, никакой это не реализм, а самый настоящий сюрреализм.

То же — и с картиной «Настройка новых цехов». Плакатная агитация на первый взгляд, при ближайшем рассмотрении рождает много вопросов. Куда уходят рельсы? Почему женщина в белом стоит без дела? Что это вообще за встреча?

«Сама ситуация их встречи достаточно абсурдна, — поясняет Кирилл Светляков, — потому что женщина, которая тащит тачку, она открывает рот не столько от физического усилия, сколько от удивления. Очень интересна композиция этой картины – она напоминает зеркальное отражение. Эта женщина-работница видит себя в преображенном, идеальном состоянии».

На полотнах Александра Дейнеки — спортсмены, атлеты, идеальные люди из советского будущего. Даже себя он изображал именно так – решительным боксером, готовым выйти на ринг. Но в реальной жизни художник был совершенно другим — робким, замкнутым и ранимым.

«Оказалось, что зрители отвыкли от этого художника, — отмечает Кирилл Светляков. — Он у них замылился за 50 лет. Эта выставка показала совсем другого художника».

«У нас на родине ничего подобного нет!», — оценили выставку делегаты из Италии. Поэтому в 2011 году экспозиция поедет туда – там как раз будет Год России.