Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
9 апреля 2010, источник: РИА Новости

Выставка в Манеже станет подарком к юбилею Эрнста Неизвестного

МОСКВА, 9 апр — РИА Новости. Масштабную персональную выставка Эрнста Неизвестного под названием «Возвращение в Манеж» планируется провести в ЦВЗ «Манеж» в конце 2010 года, сообщил в интервью РИА Новости организатор проекта Феликс Комаров, долгое время продававший работы художника в своей нью-йоркской галерее на Пятой Авеню.

«Надеюсь, что грандиозная персональная выставка работ Эрнста Неизвестного “Возвращение в Манеж” подарит ему возвращение в дни молодости», — сказал Комаров.

Он напомнил, что именно работы Неизвестного вызвали гнев Никиты Сергеевича Хрущева на знаменитой выставке художников-авангардистов в 1962 году.

По словам собеседника агентства, «когда говорят о Неизвестном, всегда вспоминают именно этот скандал с Хрущевым в Манеже. Однако сам художник любит напоминать, что был Неизвестным и прежде».

Получилось так, что именно Неизвестного выставили перед Хрущевым как лидера авангардистов. Глава государства назвал его произведения «дегенеративным искусством», обвинил художника в «искажении лиц советских людей». Скульптор боялся, что за этой беседой последует арест и ссылка, однако удалось отделаться принудительной психиатрической экспертизой.

По иронии судьбы, именно Неизвестному двенадцатью годами позже доверили надгробный памятник Хрущеву, до сих пор стоящий на Новодевичьем кладбище.

ФИЛОСОФ ФОРМЫ

Неизвестный — прежде всего монументалист, убежден Комаров, которого связывает с художником многолетняя дружба. Именно на монументальные работы он намерен сделать ставку, устраивая выставку в Москве.

«Он — философ, и самая главная его философия — это философия формы. Неизвестный гениальный мастер, монументалист. А монументалист должен видеть издалека и далеко, чтобы вписать свое творчество в пространство», — убежден собеседник агентства.

Комаров рассказал, что вокруг небольшого загородного дома художника на островке Шелтер расположен уникальный парк скульптур, каждая — 4-5 метров высотой.

«Под тяжестью многотонной бронзы они потихонечку оседают, вдавливаются в землю, в зеленую траву. Жалко только, что травка не московская», — добавил собеседник агентства.

«Эрнст Неизвестный говорит: если хочется дотронуться рукой, то это искусство. До его произведений дотронуться хочется», — заключил он.

По словам Комарова, в последнее время скульптор чувствует себя не очень хорошо, однако продолжает непрерывно работать.

«В данный момент он создает надгробие Михаилу Таничу. Это не просто надгробие, а выдающееся произведение: огромная книга, а через книгу прорастает букет роз. В одном из последних стихотворений Танича были строки про розы — возможно, оно и вдохновило Неизвестного», — рассказал он, выразив надежду, что памятник будет закончен ко дню рождения Танича, 15 сентября.

БУДУЩЕЕ В СКУЛЬПТУРЕ

Работы Неизвестного востребованы во всем мире: коллекционеры с завидным постоянством скупают на аукционах творения мастера — миниатюрные, монументальные и живописные. В шведском Уттесборге есть его музей, а в Египте на Асуанской плотине стоит одна из самых грандиозных скульптурных композиций в мире — его «Цветок лотоса».

По числу масштабных проектов на территории бывшего СССР Неизвестный может поспорить разве что с Зурабом Церетели. Некоторые произведения Неизвестный полностью или частично спонсировал из собственных средств: например, монумент «Память шахтерам Кузбасса», расположенный на Красной Горке, где в 1721 году рудознатец Михайло Волков открыл первые залежи угля, а в 1907 году был основан Кемеровский рудник, скульптор передал в дар Кузбассу.

Среди прочих произведений, установленных Неизвестным на родине, — 15-метровая «Маска скорби» в Магадане в память о жертвах сталинских репрессий; памятник жертвам депортации в Элисте; «Древо Жизни» в Москве, памятник Сергею Дягилеву в Перми.

Одна из самых известных его работ — созданная в 1994 году статуэтка ТЭФИ.

Сам художник, однако, считает, что в России его скульптур могло бы быть больше.

Отвечая на вопрос о причинах равнодушия коллекционеров к монументалистике, Комаров пояснил, что «скульптура, а монументальная — в особенности, не предмет первой жизненной необходимости: стоит она очень дорого — одно только производство обходится в сотни тысяч долларов, — а благотворительность в этой сфере пока не развита».

Галерист привел слова самого Эрнста, который утверждает, что в его парке скульптур одной только бронзы — на миллионы долларов.

Однако собеседник агентства выразил уверенность в том, что «мы вскоре придем к пониманию ценности скульптуры», и наследие Неизвестного будет востребовано.

БИОГРАФИЯ

Художник, философ и писатель Эрнст Неизвестный родился 9 апреля 1926 года в Свердловске. В 13 лет его направили в художественную школу для одаренных детей. В 1942 году он шестнадцатилетним мальчишкой ушел на фронт, в апреле 1945-го получил тяжелое ранение, был объявлен погибшим и даже посмертно награжден орденом Красной Звезды, однако быстро нашелся среди живых.

После войны учился в Академии художеств в Риге, затем в Суриковском училище в Москве. В 1955 году стал членом Союза советских художников.

В 1956 году начал работу над проектом «Древо жизни», с 1958 года работал над серией «Гигантомахия». В 1959 году выиграл национальный конкурс на сооружение памятника Победе. В 1969 году Неизвестный выиграл международный конкурс на создание памятника на Асуанской плотине.

В 1976 году знаменитый художник и скульптор был вынужден эмигрировать сначала в Швейцарию, где сделал бронзовую голову Дмитрия Шостаковича для американского Центра исполнительских искусств имени Кеннеди, а в 1977 году переехал в США.

Благодаря рекомендациям Мстислава Ростроповича буквально на третий день пребывания в Штатах Неизвестный стал вращаться в самых элитарных кругах: он общался с Энди Уорхолом, Генри Киссинджером, Артуром Миллером, Джоном Рокфеллером, позже в Европе — с Жаном-Полем Сартром и даже с Папой Римским.

В 80-х годах ХХ века Неизвестный неоднократно выставлялся в галерее Магна (Magna Gallery) в Сан-Франциско, по заказу которой он создал цикл Man through the Wall, посвященный крушению коммунизма. В эти же годы Неизвестный читал лекции в университетах — в частности, в калифорнийском Беркли.

Сейчас художник преподает в Колумбийском университете, пишет книги и статьи о синтезе в искусстве, активно работает: его произведения представлены почти во всех мировых музеях современного искусства; несколько его распятий хранятся в Ватикане.

Есть его работы и в частных коллекциях. Своих коллекционеров Неизвестный называет «мой клуб»: в него входили Фидель Кастро, Марсель Марсо, Артур Миллер, Жан-Поль Сартр, Арманд Хаммер, Ирвинг Стоун, Франсуа Миттеран, Кофи Аннан. В России произведения Неизвестного хранятся в семьях Бориса Ельцина и Андрея Вознесенского.