Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
9 апреля 2010, источник: Росбалт - Петербург

Назад – к бездорожью

Не успели петербуржцы привыкнуть к тому, что большая часть магистралей северной столицы находится в приличном состоянии, как дорожную отрасль потрясли две беды – экономический кризис и тяжелейшая зима. В итоге из 1100 разбитых улиц северной столицы в этом году будут отремонтированы лишь 142. Специалисты утверждают, что хроническое недофинансирование этой сферы приведет к эффекту «снежного кома», и в следующем году асфальт «слезет» с еще большего количества дорог.

В Петербурге 36% дорог нуждается в ремонте. После тяжелой, снежной зимы в разбитом состоянии находятся 1100 улиц северной столицы. Таковы неутешительные данные специалистов Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству. Финансовые ресурсы дорожников в нынешнем сезоне настолько скромны, что в северной столице будут отремонтированы только 142 дороги. Как объясняют в КБДХ, первым этапом будут отремонтированы 62 городские улицы (уже объявлены конкурсные процедуры). Кроме того, комитетом по благоустройству и дорожному хозяйству подготовлена дополнительная адресная программа текущего ремонта еще на 80 дорог. После принятия поправок в закон о бюджете Санкт-Петербурга на 2010 год эти объекты также будут отремонтированы.

В текущем году дорожный бюджет Петербурга равен 1 млрд 146 млн рублей. Он позволил сформировать адресную программу ремонта только на площади 890 тыс. кв. метров. Это составляет лишь 5% от требуемого объема. В дополнение к предусмотренным в бюджете средствам губернатор Валентина Матвиенко распорядилась выделить еще 4,2 млрд рублей. С учетом выделенных средств это позволит отремонтировать уже почти 2 млн кв. метров дорог и удержать ситуацию на уровне 2009 года.

По словам заместителя директора СПб ГУ «Центр комплексного благоустройства» Марины Кутузовой, дефицит финансирования доходной отрасли Петербурга уже давно стал хроническим. Так, если в 2006 году на «ямочный» ремонт 32 млн квадратных метров петербургских дорог выделялось 757 млн. рублей, то в 2010 году при увеличении улично-дорожной сети до 56 млн кв. метров денег на эти же цели в казне предусмотрено лишь 500 млн рублей. Между тем, транспортная ситуация в северной столице лишь усугубляется. За последние годы дорожная сеть дала прирост в 2-3%, в то же время автопарк вырос в 2 раза. При этом для Петербурга до сих пор остаются актуальными проблемы вывода из городского центра большегрузного транспорта. По мнению Кутузовой, недофинансирование дорожной отрасли приводит к тому, что проблемы на дорогах растут, как «снежный ком». Если в этом году не заделать образовавшиеся ямы, то в следующем году на этих местах придется перекладывать все полотно. 

Феномен возникновения колдобин и трещин на нашем асфальте попытался объяснить генеральный директор Ассоциации предприятий дорожно-мостового комплекса Петербурга Кирилл Иванов. Он ответил на извечный вопрос отечественных автомобилистов – почему на западе дороги лучше, чем в России? По его словам, все сравнения города на Неве с населенными пунктами Скандинавии изначально некорректны, так как нагрузка на иностранные дороги значительно меньше. Так, по всем дорогам Финляндии ездит 2,4 млн автомобилей, столько же авто бороздят трассы одного Петербурга. По словам эксперта, виновниками колейности и ям – двух главных бед российского бездорожья – являются интенсивное движение и повсеместное использование шипов.
 
Отличительной особенностью города Петра является близость к поверхности земли грунтовых вод, что серьезно сказывается на темпах разрушения дорог, считают специалисты. Так, заместитель генерального директора ООО «Испытательный центр “Дорсервис” Татьяна Худякова рассказала о том, что проблема нестойкости уложенного в городе асфальта впервые поднималась еще во времена СССР, около 30-ти лет назад. Даже при смехотворной, с точки зрения нынешнего трафика, нагрузке на дороги, магистрали Ленинграда разваливались за 1-2 года.

Тогда учеными было установлено, что советские битумы не обеспечивают эксплуатационную надежность дорожных покрытий. В СССР были проведены научные исследования, в результате которых заводы стали производить улучшенные битумы специально для города, стоящего на болоте. Однако существенных результатов специалистам удалось достичь уже в 90-е годы. Так, по данным Худяковой, асфальт уложенный на Невском проспекте в 1998 году, простоял без ремонтов в течение 10-ти лет и был переложен лишь в 2008 году. Кроме того, российские ученые разработали специальный литой асфальт, предназначенный для использования на самых напряженных участках трассы – на мостах, виадуках и эстакадах. “Раньше асфальт на мостах приходилось менять каждый год, теперь покрытие держится в течение нескольких лет”, — отметила Худякова.

Впрочем, считает эксперт, качественный битум на отечественном рынке остается редким товаром. Тому виной ГОСТ на этот продукт, не менявшийся в течение 40 лет. Устаревший государственный стандарт позволяет заводам выпускать продукцию, не соответствующую требованиям сегодняшнего дня. В то же время, обвинять их не в чем – эта продукция при всей своей ущербности отвечает древнему ГОСТу.

Есть в дорожной отрасли и еще одна проблема, усугубляющая ситуацию с  дефицитом средств, выделяющихся на ремонт городских магистралей. По словам   Кирилла Иванова, главным критерием тендеров за право строительства и ремонта дорог является не качество, а стоимость. Занижение стоимости с целью получения заказа ставит победителя на грань рентабельности, что, несомненно, сказывается на качестве строительства. К тому же, зачастую в конкурсе побеждают компании, использующие устаревшие технологии, но предлагающие хорошие финансовые условия.     

Отметим, недавно президент России Дмитрий Медведев призвал снизить стоимость строительства и эксплуатации дорог в России. Решить такую задачу, по мнению Медведева, можно, изменив технологии строительства. Кроме того, Медведев предложил проводить торги одновременно на строительство и последующую эксплуатацию дорог. Это необходимо для создания стимулов к снижению совокупных бюджетных расходов.

Впрочем, активные граждане могут не ждать, пока их разбитые улицы по счастливой случайности попадут в какую-нибудь адресную программу. Судя по последним данным, шансы на то, что именно ваша дорога к дому будет отремонтирована в текущем году, — примерно 1 к 10.  Для истых борцов за справедливость, не желающих мириться с колдобинами, есть и другой способ добиться от чиновников конкретных шагов.

По словам председателя межрегионального общественного движения “Комитет по защите прав автомобилистов” Александра Холодова, граждане частенько забывают о том, что к административной ответственности за нарушение правил могут быть привлечены не только водители, но и дорожники, отвечающие за конкретный кусок асфальта. Согласно статье 12.34 КоАП, должностное лицо, не уследившее за порядком на вверенной ему территории, может быть оштрафовано на несколько тысяч рублей.

Для того чтобы добиться успеха, нужно найти яму, не соответствующую ГОСТу. Достаточно, если эта яма глубже 5 см, длиннее 15 см или шире 60 см. При этом не обязательно, чтобы совпадали все три параметра – достаточно несоответствия хотя бы одному из трех.  Досаждающий изъян в асфальте нужно сфотографировать и приложить фото к заявлению в местный отдел ГИБДД.

По статистике “Комитета по защите прав автомобилистов”, однократное наложение штрафа в 67% случаев действует на чиновника волшебным образом – за пару дней яма на дороге исчезает. Если дорожник продолжает игнорировать колдобину, ГИБДД штрафует его еще раз. Холодов отметил, что гражданская активность в некоторых регионах России возросла настолько, что дорожники стали мониторить интернет-форумы, чтобы выявить проблемные места и заделать ямы еще до обращения разгневанных автомобилистов в ГИБДД. Так что не стоит ждать у моря погоды – лучше самим позаботиться о гладком асфальте на пути от дома на работу.

Филипп Мостоцкий