Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
9 апреля 2010, источник: Росбалт

В США успешно испытали новейший летательный аппарат

ВАШИНГТОН, 9 февраля. В США успешно прошли первые летные испытания новейшего летательного аппарата X-48B, построенного по схеме «смешанное крыло». В нем подъемную силу создают не только крылья, но и сам фюзеляж, пишет «Популярная механика».

Аэродинамические схемы «летающее крыло» (в том числе и «смешанное крыло», Blended Wing Body) более эффективны, чем привычные нам варианты, с точки зрения аэродинамики и распределения массы – а значит, и топливной экономичности. С другой стороны, они гораздо более капризны в плане управляемости, стабильности и маневренности полета. Так что, несмотря на то, что планы создать самолеты на таких перспективных схемах существовали еще с середины ХХ в., лишь теперь, когда контроль за поведением аппарата в воздухе могут брать на себя компьютеры, это делается возможным.

Самый известный из подобных проектов – совместное детище NASA и Boeing, перспективный X-48B. Предполагается, что подобные аппараты в будущем смогут превратиться в полноценные аэробусы, несущие внушительные грузы или сотни пассажиров, при этом тратя намного меньше топлива, чем современные самолеты.

Пока же испытательная модель создана лишь в 8,5% величины будущего аппарата, весом около 225 кг. Размер в данном случае и вправду не имеет значения: главное, что удалось показать в ходе прошедших на днях летных испытаний – то, что аппарат, лишенный внушительных крыльев и хвоста может оставаться в стабильном полете и успешно совершать посадку. Именно посадка представляет особенную проблему для бесхвостовых аппаратов, которым становится все труднее контролировать полет на малых скоростях, которые требуются для приземления.

Более того, как сообщают испытатели, в ходе тестов беспилотной модели X-48B ее подвергли условиям более жестким, чем планировалось изначально, превысив безопасную величину угла атаки и угла бокового увода. Бортовой компьютер справился, оперативно вернув аппарат к нормальному режиму полета. Впрочем, даже этот компьютер – лишь рабочий вариант, уже ближе к концу года на модель будет установлена новая версия, и испытания продолжатся.