Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
11 апреля 2010, источник: РИА Новости

Флэшмоб в Москве: от мыльных пузырей до бесплатных объятий

МОСКВА, 11 апр — РИА Новости, Диана Моисеенко. Традиционный весенний парад мыльных пузырей, который пройдет на Арбате 11 апреля — это уже классика московского флэшмоба, как и акция «объятия даром». Между тем моберы — люди, которые стремятся внести разнообразие в повседневную жизнь мегаполиса, отвлечься от суеты и удивить прохожих — постоянно придумывают новые «безумные» сценарии для своих акций.

«Жизнь в Москве кипит, здесь много активных людей, у большинства из них всегда под рукой мобильный или интернет. Организовать флэшмоб здесь не так сложно», — считает один из столичных моберов.

Так, два года назад в столице в Международный день семьи 2008 детей и взрослых, представителей многодетных семей из 28 городов России, собрались на Васильевском спуске и, взявшись за руки, образовали фигуру сердца. В прошлом году на Пушкинской площади моберы устроили день «бесплатных объятий», чтобы одинокие люди почувствовали себя лучше, а как-то раз толпа собралась около большого уличного экрана с рекламой и пыталась переключиться с помощью пультов от телевизоров на «другой канал».

Клуб безумных идей

«Идеи, как правило, рождаются внезапно, как хорошие стихи, затем они модельно переносятся на пространство с учетом возможных поворотов событий, определяется время и место. Продумывается до мелочей “реклама” и сценарий, причем описание должно быть красивым, но четким», — рассказала РИА Новости представительница московских моберов Александра.

После того, как решены все организационные вопросы, начинается извещение потенциальных участников. По мнению Александры, «лучше пригласить в два раза больше людей, чем остаться наедине с тремя явившимися». По ее словам, при организации флэшмоба важно учесть все детали, «разжевать» каждому участнику особенности предстоящей встречи, персонально пригласить каждого и проверить вероятность явки.

«Хорошо и грамотно организованная акция может вмещать несколько тысяч человек. Популярность зависит от имени организаторов, ее назначения, резонанса в сообществах, где обитают моберы», — отметила собеседница агентства.

«Что касается четких правил, то есть моберы, которые их ставят, говорят, что они сами по себе, что они — “Гринпис” в этом движении, все ради традиций! Но, с другой стороны, все гениальное рождалось в смешении, значит, рамки ставить бессмысленно», — отметила собеседница агентства.

При этом препятствий для желающих присоединиться к движению моберов в Москве нет.

«У нас есть два особо массовых клуба, специализирующихся на организации различных мобов. Это “Группа отрыва” и “Клуб безумных идей”. Они располагаются в столице, но с радостью сотрудничают и с регионами. Вообще клубов и сообществ довольно много, можно посетить акции и тех, и других, ощутив на себе разницу», — сказала Александра.

Самыми популярными среди моберов местами в Москве стали Манежная и Пушкинская площадь, ТЦ «Европейский», «Метрополис» и «Атриум». «Они популярны, так как имеют большую площадь, множество путей, чтобы затеряться в толпе, собственно толпу, чтобы было, кому смотреть, “фомичей” — людей, случайно проходивших мимо и увидевших действие», — пояснила представительница моберов.

«Подайте на Куршевель»

«Мне как-то раз пришла идея “кризис-моба”, когда я увидела на улице мужчину со смешной табличкой “Подайте на пиво”. Через месяц толпа прилично одетых людей с табличками “Подайте на Куршевель” и прочими забавными лозунгами стояла в подземном переходе, шокируя и веселя прохожих», — вспомнила Александра.

По ее словам, некоторые московские флэшмобы повторяются регулярно.

«Есть классические акции, почти каждая из них имеет трогательную историю, например, “объятия даром”. Такие акции зарекомендовали себя и всегда собирают массы людей. Это уже не плагиат, а народное творчество. Вообще чужие идеи воруют довольно часто, но не требовать же возмещения ущерба за нарушение авторского права», — считает Александра.

Также москвичам полюбилась еще одна идея моберов — парад мыльных пузырей, который теперь ежегодно проходит в столице в апреле. В параде участвуют тысячи москвичей, многие их них приходят с детьми. Для участия в мероприятии необходимо иметь только флакончик мыльных пузырей, однако многие готовят для парада еще и карнавальные костюмы. В различных социальных сетях формируются группы людей, которые хотят участвовать в параде. Они обсуждают костюмы и рецепты приготовления состава для мыльных пузырей. Некоторые «профи», например, предлагают смешать 200 граммов средства для мытья посуды, 600 миллилитров воды и 100 миллилитров глицерина. Знатоки уверяют, что пузыри должны получиться большие и красивые.

Что касается предстоящих мобов, то на форумах активно обсуждается идея организовать в центре Москвы танец аборигенов. Также моберы предлагают на одной из центральных площадей посадить человека в позе по-турецки, который будет вслух читать сказки, а случайные прохожие (моберы), замечая его, будут садиться рядом, якобы засыпать, а через несколько минут уходить.

Кроме того, на форумах предлагается толпе людей в центре города в «час пик» одновременно завести будильники, а во время звонка начать судорожно рыться по сумкам и карманам в поисках источника шума.

Также в социальных сетях обсуждается идея проведения 19 мая в День пионерии флэшмоба под названием «Всегда будь готов!», участники которого должны будут надеть шорты или короткие юбки, красные галстуки и пилотки и в таком виде пройтись по центральным улицам города.

Кроме того, моберы в очередной раз планируют пускать мыльные пузыри на Андреевском мосту 27 марта, а 9 мая выстроить живое слово «Спасибо» — в предыдущие два года в этой акции участвовали более тысячи человек.

Флэшмоб мобу рознь

Если несколько лет назад термин «флэшмоб» знали немногие, то сейчас этим словом называют практически любую массовую акцию. В то же время у традиционного флэшмоба есть свои законы и правила. Так, например, акция должна быть аполитичной, действия участников — казаться спонтанными, а их поведение не должно поддаваться логическому объяснению. При этом флэшмоб, в первую очередь, должен вызывать недоумение, а не смех.

«Главная задача моберов — ощущения. Это свободно можно называть неформальным движением, протестом с психологической точки зрения. Это социальное явление скорее полезно, чем опасно. Оно приятно заменяет посиделки с пивом в подъезде», — отметила Александра.

По ее мнению, флэшмобы сплачивают людей, дают полезные навыки в театральном искусстве, дисциплинируют, а также способствуют повышению коммуникабельности.

«Важно следовать сценарию, а до этого искусно ничем себя не выдавать. Репетиции же артмобов требуют невероятной сдержанности и умения терпеть на пути к цели. Кроме того, вне флэшмоба вы вряд ли сможете подойти к незнакомому человеку и завести с ним непринужденную беседу на тему Бродского или Чехова», — сказала девушка.

Развлечение флэшмобом обходится москвичам совершенно бесплатно. «Флэшмобы не связаны с какой-то коммерческой деятельностью, они сами по себе, просто как социальное явление», — добавила собеседница агентства.

В то же время она отметила, что флэшмобы не стоит путать с другими похожими акциями. В частности, существуют полит-мобы или социо-мобы, имеющие социальный или политический характер, так называемые «монстрации» — демонстрации с лозунгами, содержание которых абсурдно, а также х-мобы, участники которых совершают по сценарию определенные обыденные действия, что создает эффект легкого помешательства у очевидцев.

Кроме того, различают i-мобы, распространяющиеся с интернете спонтанно и чаще всего представляющие собой комментарии к опросам с забавными ответами. Также организуются экстрим-мобы — акции, в ходе которых участники пытаются разрушить какие-либо моральные устои общества.

«Толпа — всегда стихия. Даже небольшой экстрим-моб, где, например, люди на Красной площади будут драться подушками, милиционер не одобрит. Но опыт говорит, что грамотно организованная акция никогда не вызовет негативной реакции со стороны властей», — отметила Александра.

По ее словам, часто в столице практикуются и так называемые date-мобы, помогающие людям знакомиться необычным путем, моб-хаусы, когда участники в течение нескольких часов живут по определенным необычным правилам, моб-игры с обговоренными заранее действиями и неожиданным концом.

Кроме того, существуют арт-мобы, которые, в отличие от других похожих акций, зачастую имеют художественную ценность и достаточно сложны в организации. В частности, такой моб практически всегда предполагает участие большого количества людей, с которыми предварительно необходимо репетировать. На сегодняшний день самым известным массовым арт-мобом стала акция «Thrill the world», прошедшая по всему миру. В Москве она состоялась на ВВЦ с участием более 300 человек, исполнивших танец из клипа Майкла Джексона «Triller», рассказала собеседница агентства.

Она добавила, что арт-мобы нередко носят коммерческий характер. Например, один из крупных московских торговых центров заказывал для себя танцевальный артмоб. «Рекламные акции очень сложно проектировать. Если мы это умеем, почему бы не сделать», — считает мобер.

О каком бы мобе ни шла речь, они ежегодно становятся популярнее в Москве. Зачастую простые обыватели считают моберов чудаками, но для многих горожан участие в таких акциях не только развлечение, но и возможность на один день забыть проблемах жизни в мегаполисе, совершить нечто необычное и заставить окружающих улыбнуться.

Об истории «мгновенной толпы»

Основоположником флэшмоба принято считать социолога Говарда Рейнгольда, чья книга «Умная толпа: следующая социальная революция», выпущенная в 2002 году, впервые рассказала о возможностях организации массовых мероприятий с помощью оперативных средств коммуникации.

Сам термин «флэшмоб» в переводе с английского означает «мгновенная толпа», что вполне отражает его суть. Особенность этой акции заключается в том, что люди, зачастую незнакомые друг с другом, посредством интернета и мобильных телефонов договариваются о встрече в многолюдном месте и совершают там нечто необычное, а нередко даже абсурдное. Так, в ходе одного из первых флэшмобов, который состоялся в Нью-Йорке в 2003 году, около 200 человек собрались вокруг ковра в магазине Macy's и сообщили продавцам, что живут вместе на складе на окраине города и пришли купить «коврик любви». Вскоре подобные акции стали проходить по всему миру.

В России флэшмобы стали проводиться в том же 2003 году в Москве и Санкт-Петербурге, где завсегдатаи «живых журналов» в сети интернет решили встретить людей на железнодорожных вокзалах с табличками с нелепыми надписями. Акция привлекла большое внимание, что стало хорошим толчком к дальнейшему развитию флэшмоб-движения. Подобные акции в нашей стране стали настолько популярны, что летом 2005 года первый всемирный ежегодный флэшмоб-фестиваль — мобфест — прошел в северной столице и теперь ежегодно проводится в одном из крупных городов стран СНГ.

Сегодня форумы, «живые журналы» и социальные сети переполнены москвичами, которые организуют флэшмобы и участвуют в них. По мнению моберов, столицу можно по праву назвать одним из центров флэшмоб-движения России, так как именно здесь проходят одни из самых интересных акций.