Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
12 апреля 2010, источник: АиФ Волгоград

Волгоградцам покажут ретроспективу фильмов Александра Сокурова

Александр Сокуров. Киноколлекция ХХ века. Избранное

Волгоградский областной киновидеоцентр и студенческий киноклуб «Альтернатива» (ВГИИК) представляют уникальную ретроспективу фильмов одного из самых ярких представителей мирового авторского кинематографа  Александра Сокурова. Показы будут проходить в течение 5 дней с 23 по 27 апреля  в Волгоградской областной филармонии.

«Первая ретроспектива фильмов Александра Сокурова в волгограде– действительно “Избранное”, рассказывает ведущая ретровспективы киновед Ирина Гращенкова, — Ведь это ранние 17 из 35 лет его творчества и всего лишь 11 фильмов из снятых им 50. Но подобно тому, как капля живой воды представляет целое море, так и этот фрагмент – судьбу и личность художника».

«Литература – главное из искусств», — не устаёт повторять режиссёр. Он не раз обращался к большой литературе и западно-европейской и отечественной, но к этим его опытам совсем не подходит определение «экранизация», как перевод прозы на экран. Это всегда авторское чтение как личное, субъективное переживание, фантазийное переосмысление первоисточника.

Программа кинофестиваля

23 апреля

18-00 Скорбное бесчувствие (1983-1987)110 мин. Фантазия по мотивам пьесы Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца» написано в подзаголовке. Европа накануне катастрофы – Первой мировой войны. Дом – корабль сумасшедших, взлетающий на воздух. Фильм – «бенефис стиля модерн», как мировоззрения и мирочувствования эпохи глобальных войн и революций.

20-00  Дни затмения (1988)   133 мин. Фильм-предсказание краха советской империи по мотивам повести братьев Стругацких «За миллиард лет до конца света». Небрежение сюжетикой и механикой кинофантастики. Человек, по-новому просвеченный рентгеном фантасмагорической ситуации, как центр притяжения. В финале окружающий мир гибнет, исчезает, а взгляд и улыбка человека остаются с нами.

24 апреля 

16-00  Спаси и сохрани (1989)  168 мин. Фильм по роману Гюстава Флобера «Мадам Бовари», прочитанному с помощью Библии. Это первый опыт отечественного философского эротического фильма, вставшего на защиту свободы личности и человечности в условиях безграничной свободы.


25 апреля

Своеобразие и масштабность Сокурова-кинематографиста заключается и в том, что он одновременно и равноценно работает в игровом и неигровом кино. Он называет Россию «грандиозной страной с неограниченным потенциалом материала, творческих сил развития документалистики».

16-00   Программа неигровых фильмов   136 мин.

Соната для Гитлера (1979-1989)  Десятиминутный фильм, лишённый слова, в нём только немецкая кинохроника и музыка. Это зрительная соната на тему «Гитлер и Германия. Вождь и народ. Человек и зло». Своеобразный эпиграф к циклу «Карма власти. Тираны ХХ века».

К событиям в Закавказье (1990)   Специальный выпуск кинохроники к событиям 1990 года. Их главный герой – народ, в лице женщин, бросивший вызов власти, поднявшийся на защиту права на жизнь.

Пример интонации (1991-1993) Вторая встреча перед камерой Сокурова и Ельцина. Это не документальный портрет, не политический очерк, но лирико-драматическое, нравственно-философское эссе о человеке, волею судеб ставшем первым президентом постсоветской России.

«Элегия очень русская национальная форма. Она оказалась созвучна моему мироощущению и стала главной моей внутренней формой, моей эстетической философией», — так характеризует режиссёр цикл неигровых фильмов, названный «Элегии».

Элегия из России. Этюды для сна (1993)  Шестой фильм этого цикла, воплощающего сокуровское понимание-чувствование Отечества, его «русскую идею». В нём уникальная способность режиссёра оживлять, одушевлять старые фотографии, старую кинохронику пробуждает особое чувство. Сопричастность к тем, кто был до нас, рядом с нами, ощущение себя частью бесконечного целого – нации, народа, человечества.

26 апреля

18-00  Тихие страницы (1993) 80 мин. Экранизация не текстов, но сокуровских переживаний, переосмыслений, перечитываний прозы Ф.М. Достоевского, Н.В. Гоголя, М. Горького. Извлечение из неё «российских генов» «судьбы человеческой, судьбы народной».

19-30  Камень  (1992)  85 мин. Фильм по шедевру Создателя, который он наименовал Чеховым. В фильме не биография, а судьба писателя, не характер, а духовный феномен Чехова.

27 апреля

Сын России и её художник, Сокуров не мог главные темы своего творчества – смерти, смысла Бытия, любви – пронести мимо такого явления, как семья.

18-00   Круг второй (1990)  89 мин.   фильм-диалог блудного сына с отцом, не дождавшимся его. Притча о том, как трудно жить, стареть, болеть, умирать, хоронить в России.

20-00   Мать и сын (1996)  73 мин. История любви и милосердия у края жизни, побеждающие смерть. Мать дождалась сына, и он разделил с ней последние дни, часы, минуты, мгновения её физического существования, которые для обоих стали временем счастья.

Наша справка

Сокуров Александр Николаевич

Сокуров Александр Николаевич родился в 1951 году в России в деревне Подорвиха, Иркутской области в семье военного, участника ВОВ. В детстве переезжал с родителями с места на место: учиться в школе начал в Польше, закончил в Туркмении.

После окончания средней школы в 1968 году поступил на исторический факультет Горьковского Университета. Во время учебы в Университете начал работать в штате Редакции художественного вещания Горьковского телевидения в качестве помощника режиссера, затем ассистента режиссера.

Работая на телевидении, активно осваивал кино и телевизионную технологию, в возрасте 19 лет как режиссер выпустил свои первые телевизионные программы. За 6 лет работы на Горьковском телевидении им были созданы несколько телевизионных фильмов и ряд телевизионных программ прямого эфира.

В 1974 году Сокуров защитил диплом историка на историческом факультете Горьковского университета.

В 1975 году поступил на постановочный факультет ВГИКа в мастерскую документального кино Александра Згуриди.
Во время обучения во ВГИКе за отличную учебу Сокуров получал стипендию имени С. Эйзенштейна.

В 1979 году, сдав экзамены экстерном, на год раньше срока был вынужден закончить обучение во ВГИКе из-за острого конфликта с администрацией института и руководством Госкино: его студенческие кинематографические работы категорически не принимались, его обвиняли в формализме и в антисоветских настроениях.

Первая художественная картина Сокурова «Одинокий голос человека» по мотивам повести русского писателя Андрея Платонова, позже получившая ряд фестивальных наград, не была засчитана руководством института в качестве диплома. Именно это время для Сокурова знаменательно моральной и профессиональной поддержкой выдающегося и тогда опального для властей режиссера Андрея Тарковского, высоко оценившего первый фильм молодого режиссера. Дружба Сокурова с Тарковским не прерывалась и после отъезда последнего из России.

По рекомендации А. Тарковского в 1980 году Сокуров был зачислен в штат киностудии «Ленфильм», где работал над своими первыми игровыми картинами. Параллельно с этим сотрудничал с Ленинградской студией документальных фильмов, где сняты в разное время все его документальные кинокартины.

Уже первые фильмы, сделанные им в Ленинграде, вызвали негативную реакцию у партийного руководства города и в Госкино. В течение длительного времени, вплоть до перестройки (конец 80-х), ни один из его фильмов не был разрешен советской цензурой к показу.

В конце 80-х ряд снятых Сокуровым раньше игровых и документальных фильмов вышли в прокат и представляли русское кино на многих международных кинофестивалях. В 80–90 годы режиссер интенсивно работал, снимая игровые и документальные картины, часто несколько картин в год.

В то же время он принимал участие в работе благотворительных программ для молодежи на радио, занимался с группой молодых начинающих режиссеров при киностудии «Ленфильм». В 1998–1999 гг. вел на ТВ в Петербурге цикл передач «Остров Сокурова», в которых поднимались вопросы о месте кинематографа в современной культуре.
С середины 90-х годов режиссер со своими коллегами начал освоение видеотехнологии, которое продолжается до сих пор. Группой Сокурова снят ряд документальных видеофильмов. Несколько из них сделано в Японии по заказу японских ТВ каналов благодаря энтузиазму и бескорыстному участию японских друзей.

Сокуров был участником и лауреатом многих международных фестивалей, в разных странах мира почти ежегодно проходят ретроспективы его фильмов.

В 1995 году по решению Европейской Киноакадемии имя Александра Сокурова включено в число ста лучших режиссеров мирового кино.

Сокуров неоднократно получал награды международных кинофестивалей, премии ФИПРЕССИ, премии имени Тарковского. Он является Заслуженным деятелем искусств РФ, лауреатом Государственной Премии России (1997) и лауреатом Премии Ватикана — «Премия Третье тысячелетие» (1998). В 2003 году режиссер был награжден «Премией Свободы», учрежденной Анджеем Вайдой и компанией «Филип Моррис».

В 2004 году Александру Сокурову присвоено звание Народного артиста РФ.

В настоящее время на основе съемочной группы Сокурова на «Ленфильме» создана студия «Берег», которая является предприятием некоммерческого кино как документального, так и игрового. Финансирования ни государственного, ни частного студия не имеет.

(По материалам официального сайта «Остров Сокурова»).

Ведущая программы Ирина Николаевна Гращенкова

Киновед, доктор искусствоведения.

В 1967г. окончила сценарно-киноведческий факультет ВГИКа. Публикуется по проблемам киноискусства с 70-х годов. Печаталась в научных сборниках, в журналах «Искусство кино», «Сов. экран», «Киноведческие записки» и др., в газетах «Культура», «Экран и сцена», «СК-Новости» и др. Автор многих трудов по истории отечественного кинематографа, по кинообразованию и художественному воспитанию школьников и молодежи, киноклубному движению. Участвовала в работе Российской федерации киноклубов, движения кинообразования в школах и некинематографических вузах. С 80-х годов стала осуществлять программу «клубного» показа фильмов Александра Сокурова. В марте 2001 г. возглавила отдел молодежной политики при Союзе кинематографистов России.

Автор книг: «Абрам Роом» (М., 1977), «Советские кинорежиссеры» (М., 1982), «Основы киноискусства» (М., 1984), «Кино как средство эстетического воспитания» (М., 1986), «Кино Серебряного Века» (М., 2005) и др..