Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
13 апреля 2010, источник: Фонтанка

Культуру надует финансовым ветром

Можно ли вернуть бывшей Культурной столице креативную среду? Где должны располагаться выставочные залы и арт-магазины в современном городе? И, самое главное, готов ли кто-нибудь вкладывать деньги в развитие современного искусства? Чтобы определить направление развития города собрались инвесторы и художники.

Можно ли вернуть бывшей Культурной столице креативную среду? Где должны располагаться выставочные залы и арт-магазины в современном городе? И, самое главное, готов ли кто-нибудь вкладывать деньги в развитие современного искусства? Ответы на эти вопросы пытались найти во время дискуссии о новом городском центре. Чтобы определить направление развития города в РБК собрались инвесторы и художники.
Искусство — самый выгодный бизнес?
В Петербурге необходимо создавать новые креативные зоны, центры притяжения для дизайнеров, модельеров, художников, организовать им условия для творчества. Эту идею предложили специалисты Центра стратегических разработок (ЦСР) «Северо-Запад». По их мнению, подобные начинания непременно обернутся притоком денег в бюджет.
Руководитель проекта ЦСР Виктория Желтова привела в пример Британию, где потребительский спрос на продукцию творческой индустрии вырос с 1992 по 2004 год со 100 миллиардов фунтов в год до 260 миллиардов. В то время как на потребительские товары за этот же период – со 100 до 160.
«Искусство – это объект выгодных инвестиций», — согласна с ней искусствовед и блогер Дарья Андреева. «К сожалению, — отметила она, креативная среда Петербурга разрозненна. Чтобы ее объединить, необходим Центр современного искусства, который соберет под своей крышей всех креативщиков». Только вот где это можно сделать? О месте «нового городского центра» разыгрался главный спор.
Искусствоведы, такие как Дарья Андреева, говорили о центре города. Творческую среду, для которой нужны новые современные помещения, по её мнению можно создать только там. Иначе покупателям будет трудно добираться до магазинов. Но существующие сейчас центры запросам художников не удовлетворяют. На защиту исторической части города встал художник Виктор Тихомиров. «Я здесь выступлю как консерватор, — заявил бывший “митек”. – Надо беречь наше наследие. Хотите создавать что-то новое – районов достаточно!. А исторический центр необходимо сохранить, поскольку такого больше уже не создать никогда».
«Вы поймите, — горячился Тихомиров. – Темп жизни изменился, и никто больше не сможет выйти на прежний уровень осмысления, который был необходим для прежних проектов. И классицизм, и барокко – это все создавалось совсем в другом измерении. И мы обязаны беречь то, что нам досталось – это духовный опыт прежних поколений, и больше подобных произведений искусства не будет уже никогда». «Мне страшно, когда я иду по городу и вижу вместо зданий постройки со стеклянными рамами, которые отражают фасады напротив, — признался он. – И мне еще пытаются доказать, что это – хорошо!»
Путь ведет на Охту?
Бунтаря-митька неожиданно поддержал председатель комитета по строительству Вячеслав Семененко, правда, сразу же подчеркнувший, что он руководит «только исполнительным комитетом и только выполняет, а не решает». «Петербургу нужны районы XXI века. И они должны быть расположены за пределами исторического центра, — заявил чиновник. – Никакие “стекляшки” из числа построенных за последние десять лет город не украсили. Они его только обеднили». «Мы не умеем ценить наши традиционные ценности, — продолжил он крамольные для нынешней градостроительной политики речи. – Нам еще далеко до понимания глубины нашего исторического наследия. Мы пока только говорим о нем».
Однако никакого выхода из ситуации, по мнению Семененко, никто не предлагает. «Все дискуссии сводятся к набору повторяемых терминов – посетовал чиновник. – Запретительная позиция – прекрасно аргументирована. А вот созидательной еще никто не предложил».
Богему и власть поддержал и представитель бизнеса. «Историческая часть города должна быть максимально неприкосновенна, — заявил Александр Дыбаль, замгенерального директора “Газпромнефть”, реализующего в городе проект “Охта центр”. – И от постулата уже можно двигаться дальше. В первую очередь, необходимо разгрузить центр города — сейчас он перенасыщен офисными помещениями и транспортом. А потом уже можно выбирать модели развития».
Дыбаль пояснил, что сейчас существуют два направления развития городов – путь, которым пошли Лондон и Париж, и путь Венеции – развитие по схеме «как получится». «Вторая дорога – тупиковая. Не зря сейчас Венеция находится в очень тяжелом положении, у нее практически нет средств содержать себя», — прокомментировал он. Лондон и Париж, отметил инвестор, сумели максимально сохранить свою инфраструктуру, а развивающиеся кварталы расположены за пределами исторических центров. «Правда, в Лондоне градостроительная сетка полностью уничтожена, но тут уже причина в другом», — добавил Дыбаль.
«Правильно, — напомнил Андрей Живайкин, директор Пермского центра развития дизайна. — У вас в городе будет строиться комплекс “Охта-Центр”, там предусмотрены помещения для современного искусства — как раз за пределами центра». По мнению оратора, идея собрать вместе креативщиков и представителей бизнеса — плодотворна. «Менеджеры очень любят находиться в креативной среде. Ну, а художникам такое соседство пойдет только на пользу», — пояснил он.
А вот идея переместить креативную среду в удаленные районы вызвала возражения. «Если открыть центр искусства где-нибудь в Купчино, то этот район “рассосет” все. И весь ресурс, весь мощный импульс будет потрачен напрасно!» — заявил Владимир Княгинин, директор ЦСР «Северо-Запад».
За чей счет банкет?
Закончив с местом, которое надо отвести для творческого люда, участники дискуссии перешли к теме финансирования. У представителей бизнеса появились по этому поводу обоснованные сомнения. «Креативные структуры могут появиться только тогда, когда в городе будут деньги. Художники должны продавать свои работы, — заметил Александр Дыбаль он. — Деньги первичны. Город нуждается в финансовом ветре, который позволит создать творческую среду, вокруг которой как симбиоз появятся новые условия жизни — рестораны, картинные галереи, светская жизнь».
На инвестиции, по мнению Дыбаля, рассчитывать искусству все же пока не приходится. «Инвесторы никогда не пойдут в креативные кварталы — это ошибка. Нужны спонсоры, новые Щукины, Морозовы, Третьяковы», — заявил он, и добавил: «Мы формируем треть бюджета Петербурга, нужна еще пара таких же крупных налогоплательщиков. Но компании первого уровня к вам в ближайшее время не пойдут — им просто негде будет разместиться». «Нужны бизнес-центры за пределами исторической части города, качественные, современные, высокого уровня. И тогда можно будет думать о поддержке искусства за счет средств бюджета, — закончил он свое выступление. — Пока же мы не можем даже отремонтировать то, что у нас есть — горд разрушается с катастрофической скоростью».
Пыл Владимира Княгинина, директор ЦСР «Северо-Запад», попытавшегося объяснить, что бюджету выгодно поддерживать искусство, потому что иначе туристам нечего показать, несколько остудил генеральный директор «Механобр-Техника» Леонид Вайсберг.
«У меня проблема с моими гостями в другом, — заявил он. — Не что показать, а как до этих достопримечательностей добраться. В городе разрушены дороги, не работает ливневая канализация, уничтожена медицина, не решена масса социальных проблем. О какой индустрии роскоши вы говорите?»
Завершил обсуждение первый зампред КЭРППиТа Сергей Фивейский. «Главное, чтобы не получилось как в советское время — вначале построить колхозы, а потом вешать объявление “требуются колхозники”, заметил он.
Елена Алексеева,»Фонтанка.ру"