Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Что изменится в жизни россиян с 1 октябряОсенний призыв, повышение "невыездного" порога для должников, введение процедуры tax free и другие нововведения октября.
13 апреля 2010, источник: РИА Новости

Музыканты, которые вошли в историю рок-н-ролла

В эти дни поклонники рок-н-ролла отмечают день рождения «музыки свободы». Чуть более полувека назад колыбелью рок-н-ролла стала Америка, а его королем Элвис Пресли.

Поющие гитары

История рок-н-ролла началась в 1952 году, когда ди-джей радиостанции Кливленда Алан Фрид осмелился «прокрутить» в эфире записи в запрещенном стиле ритм-энд-блюз. Дабы не шокировать неподготовленную публику, он придумал этому стилю другое название – «рок-н-ролл».

К середине 50-х рок-н-ролл стал стремительно набирать обороты. 12 апреля 1954 года Билл Хейли и его коллектив Comets записали винил с первым «роковым» хитом «Rock Around The Clock». Именно этот день принято считать официальным днем рождения рок-н-ролла.

В это же время зажглась звезда «черного короля» рок-н-ролла Чака Берри. Его называют  еще первым поющим гитаристом и изобретателем звука рок-н-рольной гитары, которая звучала как колокольчик. Несмотря на два ареста Чак Берри в итоге добился колоссального успеха, который во многом был вызван тем, что певец смог стереть границы между музыкой черного и белого населения, взяв от каждой самое лучшее.

Впоследствии творчество Чака Берри вдохновило на эксперименты многих, и не только на американском континенте. На рубеже 50-60-х песни Берри звучали в ливерпульских пабах в исполнении еще никому неизвестных Beatles, а еще позднее они обрели новое звучание уже на концертах Rolling Stones.

Чак Берри вошел в историю рок-н-ролла как первый поющий гитарист, угодивший в чарты. Однако настоящий пик популярности рок-н-ролла пришелся на творчество другой американской звезды…

Разбивающий сердца

Когда-то в студию «Сан» постучался скромный паренек, водитель грузовика, чтобы записать песню для своей мамы. Год спустя он уже колесил с друзьями-музыкантами по стране, собирая полные залы. А когда в ротации радиостанций появилась композиция Heartbreak Hotel, Америка в одночасье узнала имя новой звезды – Элвиса Пресли.

Его непристойная манера двигаться на сцене поначалу вызывала у чопорных американцев критику. Однако чем больше осуждали Пресли, тем популярнее он становился. А уж когда певец появился в популярных музыкальных шоу на телеэкране, тысячи женских сердец оказались попросту разбиты. С тех пор фанатки не давали певцу покоя, где бы он ни находился. Впервые с «девичьими страстями» Элвис столкнулся во Флориде. Несколько девушек в экстазе вскочили на сцену и в клочья разодрали пиджак, пока Элвис спасал гитару. Одной девушке удалось стянуть с него ботинок, другая зубами порвала штанину.

В 1956 году Пресли не покидал первых мест хит-парадов в течение рекордных 36 недель со своими хитами Don't Be Cruel и Hound Dog, а также балладой Love Me Tender.  Всего за этот год Пресли получил шесть «золотых дисков», а его пластинки стали расходиться многомиллионными тиражами. Рок-н-ролл постепенно становился самым прибыльным музыкальным стилем.

Британское вторжение

После невиданного коммерческого успеха Пресли, рок-н-ролл мгновенно стал объектом интереса крупнейших лейблов, началась охота за начинающими талантливыми исполнителями из маленьких студий. К концу 50-х рок-н-ролл пополнялся такими звездами, как Литтл Ричард, Джерри Ли Льюис, Бадди Холи. Все они были преимущественно из Америки. Однако в начале нового десятилетия новую жизнь в рок-н-ролл вдохнули новички из Старого Света  — The Beatles.

Еще будучи малоизвестной группой «битлы» откровенно подражали манере американских звезд рок-н-ролла – особенно Джину Винсенту и Джерри Ли Льюису. И лишь после 1963 года музыканты нашли свое лицо, сочиняя собственную музыку, которую желали слышать уже за океаном.

«Британское вторжение» началось в феврале 1964 года: когда «битлы» приземлились в нью-йоркском аэропорту, их встречали тысячи поклонников. Появившийся вскоре сингл «Can’t Buy Me Love»/"You Can’t Do That" собрал небывалое число предварительных заявок — 3 миллиона. Такого в истории еще не было.

Во время своего второго американского тура Beatles побывали в гостях у своего кумира – Элвиса Пресли. Встреча была организована в строжайшей тайне. Музыканты обменивались подарками, болтали и музицировали. После той встрече появился еще один миф – о совместных записях Beatles и Пресли. Якобы несколько исполненных вместе композиций они записали на магнитофон. Но эти записи никогда не были изданы. Несмотря на все усилия агентов, нанятых многими фирмами грамзаписи, установить местонахождение пленок так и не удалось.

Рок-н-ролл в Советском союзе

«Битломания», несмотря на железный занавес, не обошла и Советский союз. Впервые советские слушатели смогли легально познакомиться с творчеством «битлов» в 60-х годах благодаря случаю. При подготовке одной из пластинок серии «Музыкальный калейдоскоп» осталась свободная дорожка, которую решили заполнить песней «Girl» в исполнении Beatles. На пластинке была надпись: «квартет “Битлз”, “Девушка”, музыка и слова… народные».

«По сей день так и не ясно одно: почему из многих равных по времени звучания песен “битлов” выбрали именно ленноновскую “Girl” — из блестящего альбома Beatles “Rubber Soul” (декабрь 1965)», — рассказывает на miklepuzzle.narod.ru «заслуженный битломан» Александр Иванов.

Для того чтобы слушать западную музыку, советский слушатель был готов отдавать ползарплаты за пластинку на «черном рынке» у магазина «Мелодия» и ночами искать по радио «буржуйские» радиостанции. Вспоминает Владимир Кузьмин: «Когда впервые услышал “Битлз”, я уже умел играть на гитаре. И парень, который научил меня играть, как-то сказал, что по таким-то волнам по пятницам в восемь часов передают “битлов”. Причем сказал, что битлы бывают разные: финские, шведские, американские, венгерские, польские. Считалось, что все, кто лохматые и играют на гитаре, “битлы”. В пятнадцать лет я знал наизусть уже около шестидесяти песен “Битлз”, мы их часто пели, исполняли в школе на вечерах. И я до сих пор пою их иногда. В компании».

Знакомство с «Биттлз»  стало поворотным моментом в судьбе многих советских исполнителей и групп. Как рассказывает Александр Градский, впервые он услышал песни ливерпульской четверки, когда оканчивал музыкальную школу: «Было такое глобальное эмоциональное потрясение, что уже ни о какой скрипичной карьере речи быть не могло». Именно «битлы» вдохновили Градского продолжить обучение музыки уже в двух вузах: в Гнесинском институте и в Московской консерватории.

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников