Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Ужасно великий: чем Стивен Кинг запугал все человечествоПопулярность Кинга у публики огромна, но академический литературный мир не может решить, причислять ли его к большим писателям
15 апреля 2010, источник: Росбалт - Петербург

Таможня делит терминалы

Таможня участвует в переделе терминального бизнеса на Северо-Западе в пользу государственной компании РОСТЭК. Такое мнение высказали участники внешнеэкономической деятельности. Они считают, что об этом свидетельствует закрытие таможенных постов на крупнейших терминалах, и собираются жаловаться вице-премьеру Игорю Шувалову.

Реализация концепции переноса таможенного оформления к границам России создала не только очереди из грузовиков, но и нанесла довольно чувствительный удар по крупнейшим транспортно-логистическим комплексам, расположенным в Петербурге. К такому выводу пришли участники внешнеэкономической деятельности, обсуждая проблемы, возникшие у них в последние полгода. При этом сами таможенники уклонились от диалога и не стали участвовать в мероприятии, организованном бизнесом.

В официальном сообщении Северо-Западного таможенного управления говорится, что «на прошлой неделе состоялось заседание Консультативного совета по таможенной политике при СЗТУ, на котором первый заместитель начальника управления по таможенному контролю Юрий Лямкин рассказал о том, как реализуется концепция». По его словам, «таможенные органы в Санкт-Петербурге не будут сокращены, но при этом в СЗТУ планируется поэтапное сокращение объемов таможенного оформления на остальных таможенных постах Санкт-Петербургской таможни путем смещения основных объемов на приграничные таможенные посты (ТЛТ) Выборгской, Псковской, Себежской, Кингисеппской и иных пограничных таможен».

Однако уже сейчас, после того, как в Петербурге были закрыты два крупнейших таможенных поста (Пискаревский и Выборгский), импортеры испытывают огромные трудности с таможенным оформлением товаров, а у границ так и не построены новые терминалы, на которых планируется проводить все таможенное оформление импорта. «Сейчас есть один терминал в Светогорске на финской границе, который может выпускать не более 40 машин в сутки, и терминал компании “Восход”, выпускающий не более 7 деклараций», — сообщил председатель совета директоров компании «Русский логистический провайдер» Руслан Кисс.

Представитель корпорации «Стерх», управляющей закрытым терминалом в Осиновой Роще, где находился Выборгский таможенный пост, Константин Крупцов рассказал, что только туда для оформления ежедневно приходили сотни грузовиков. «Наш рекорд — 900 машин в день. Такое было один раз, но пока мы работали, грузовики не забивали дорожную сеть Петербурга», — отметил Крупцов. По его словам, компания полностью выполнила план 2006 года и создала современный логистический терминал европейского уровня. Из 60 гектар — 11 занимала зона таможенного контроля. На терминале работали около 1 тыс. импортеров и 100 таможенных брокеров. Там проходило оформление комплектующих для завода Nissan.

В строительство терминала, срок окупаемости которого составляет около 8 лет, были вложены десятки миллионов долларов. Все это прекратилось в одночасье. Таможня объявила о наличии на складе контрабанды, затем приказом начальника ФТС Андрея Бельянинова там был ликвидирован таможенный пост. По очень похожей схеме был закрыт и Пискаревский таможенный пост на втором по величине терминале в Петербурге.

Генеральный директор компании «Транссфера» Сергей Скорик, управлявший терминалом, рассказал, что ему сообщили о закрытии таможенного поста лишь за неделю. «У меня работают 200 человек, и я должен их за 2 месяца уведомить об увольнении»,- недоумевал предприниматель. Он рассказал, что инвестиции в создание терминала составили десятки миллионов долларов. «Своим решением Бельянинов перечеркнул $52 млн инвестиций», — сообщил Скорик.

Только за присоединение к инженерным сетям предприниматель заплатил $5 млн. Теперь он не знает, кто компенсирует потери от закрытия таможенного поста, который обслуживал несколько сотен грузовиков в сутки. При этом, по его словам, еще в начале года руководство СЗТУ не только считало терминал Пискаревский образцовым, но и призывало его руководителей участвовать в проекте «сухой порт». «В феврале к нам на терминал впервые приехал начальник СЗТУ Назип Галикеев. Он ходил и восторгался тем, какой у нас хороший и современный терминал. Предложил поучаствовать в программе “сухой порт”. Для этого мы купили еще 13 гектар земли! А через несколько дней у нас закрыли таможенный пост», — рассказал Скорик.

В итоге в Петербурге остались таможенные посты, способные обслуживать лишь несколько десятков грузовиков. Поэтому никак не удается ликвидировать очереди к Шушарскому и Красносельскому таможенным постам. Они просто не в состоянии обработать все поступающие на них грузы. По словам одного предпринимателя, таможня стала серьезно ограничивать пропуск грузовиков следующих в Санкт-Петербург из стран ЕС. Например, на МАПП Ивангород, находящийся на границе с Эстонией, дана команда пропускать не более 35 грузовиков в сутки. Сильно ограничен лимит и на пунктах пропуска, расположенных на финской границе. Но эти меры приводят только к сокращению импорта, увеличению транспортных расходов и появлению многокилометровых очередей из грузовиков в сопредельных странах.

Что же касается анонсированного таможней строительства 9-ти новых терминалов вблизи границы, то предприниматели весьма скептически относятся к информации об их скором открытии. «Для того, чтобы построить такой терминал, нужно 4 года», — считает Константин Крупцов. Он изучил участки, предложенные таможней для создания терминалов: около 2,5 лет понадобится для перевода земель из лесного фонда и сельскохозяйственного назначения под строительные нужды, само строительство займет около 14 месяцев. Кроме того, необходимо решить вопросы с обеспечением этих объектов электроэнергией. Сейчас там нет мощностей для строительства и работы терминалов. Не решены вопросы и с кадрами. «На Выборгском посту работало 200 таможенников. Где их взять в удаленном углу Псковской области?» — говорит Крупцов.

При этом Минэкономики и Минфин проект концепции так и не одобрили. «Насколько я знаю, осенью 2009 года ведомства дали отрицательное заключение на концепцию, а в Минфине и вовсе наложили резолюцию — “нет денег”, — отмечает Константин Крупцов. Он говорит, что в ситуации, когда государство позволяет себе каждые 2 года менять алгоритм работы таможни, бизнес не будет вкладывать свои деньги в реализацию новых концепций. Для него это просто разорительно.

Предприниматели считают, что закрытие самых крупных таможенных постов выгодно только одной компании — государственному брокеру РОСТЭК. “Для этого недавно Галикеев пригласил специалиста из Башкирии, который и возглавил Северо-Западный РОСТЭК”, — сообщил Руслан Кисс. По его данным, все заявки на создание новых терминалов у границы поступили именно от РОСТЭКа.

Действительно, до своего перевода в СЗТУ Назип Галикеев долгое время был начальником Башкирской таможни, а сейчас, согласно официальному сайту Северо-Западного РОСТЭКа, эту госкомпанию возглавляет бывший депутат госсобрания Башкортостана Артур Шайнуров. 9 апреля на должность заместителя начальника СЗТУ — начальника правовой службы была назначена Ирина Пушкарева, ранее тоже трудившаяся в Башкирской таможне.

Предприниматели же решили сообща бороться с таможенными новациями. Они составили письмо вице-премьеру Игорю Шувалову, в котором написали о реализации Концепции переноса таможенного оформления на Северо-Западе. В данной ситуации они считают, что исправить положение могут только высшие руководители государства.

Сергей Ковальченко