Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
16 апреля 2010, источник: Росбалт - Петербург

Эксперт: Вулканическое облако также опасно, как сильная гроза

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 16 апреля. Вулканические пепельные облака, образующиеся в результате извержения, действительно крайне опасны для полетов самолетов. Кристаллики пепла попадают в двигатели и другие приборы самолета и практически делают невозможным их использование. Такое мнение высказал корреспонденту «Росбалта» член правления Всемирной организации безопасности полетов, президент консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Валерий Шелковников.

«По уровню опасности их можно сравнить с сильной грозовой деятельностью, — сообщил “Росбалту” Шелковников. — Известны случаи серьезных катастроф, произошедших в результате попадания самолетов в облака пепла (в международной классификации volcanic ash). Например, 20 лет назад пилотам чудом удалось избежать страшной катастрофы, когда “Боинг-747” с 260 пассажирами, летевший из Токио в Анкоридж попал, пролетая над Аляской, в облако пепла над знаменитой горой Мак-Кинли. Произошел мощный выброс пепла, который достиг 11-километрового эшелона, по которому летел самолет. В результате все в кабине резко потемнело, по очереди начали отключаться все 4 двигателя. Самолет начал планировать. Все это время пилоты пытались завести двигатели. Однако пепел забил “трубку пито” — прибор, показывающий скорость самолета, а без контроля скорости лететь и тем более снижаться в таких условиях затруднительно. Только благодаря мужеству и выдержке пилотов лишь на высоте 2,5 тысячи метров удалось завести двигатели, и самолет смог сесть».

Как сказал эксперт, у нас на Камчатке, где находятся 140 вулканов и из них много действующих, диспетчеры обязаны даже в случае небольшого извержения информировать все смежные структуры.

«Как правило, летящие в этот момент над Камчаткой самолеты при извержении сносит в сторону Тихого океана, а там всегда очень интенсивное движение. Необходимо рассчитывать обходные маршруты, планировать эшелоны… Это очень большая, трудная и очень серьезная работа», — сообщил Шелковников.

Эксперт затруднился дать прогноз, как быстро небо может расчиститься, поскольку все зависит от множества других факторов. Но в том, что пепельные облака действительно опасны для полетов, специалисты не сомневаются.

Напомним, что облако вулканической пыли, образовавшееся в связи с извержением вулкана в Исландии, достигло Кольского полуострова. По словам директора мурманского филиала «Росгидромета» Юлии Горбань, «ситуация складывается не в пользу авиационных компаний, обеспечивающих авиаперевозки с Москвой, Санкт-Петербургом и другими крупными городами более южных районов страны».

Главная опасность облаков пепла заключается в мельчайших частицах вулканической пыли, которые могут привести к остановке авиационных двигателей.

В связи с нелетными условиями Великобритания, Дания и Норвегия полностью закрыли свои воздушные пространства. Позже ряд других стран, в том числе Финляндия, Германия, Бельгия, Нидерланды, Швеция, Ирландия, а также Латвия ввели ограничения на полеты.

Как сообщает корреспондент «Росбалта», все аэропорты Голландии также закрыты, и в небе ничего не видно из-за вулканической пыли, несмотря на солнечную погоду. Жители с нетерпением ждут выпадения каких-либо осадков.

Вулкан, расположенный примерно в 150 км от столицы страны Рейкьявика, начал извергаться 20 марта. В среду 14 апреля власти Исландии эвакуировали около 800 человек из-за повторного извержения вулкана.