Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
17 апреля 2010, источник: Вести.Ru

Юбилей «Зенита»

«Зенит» называли ракетой будущего и возлагали на нее большие надежды. На нетоксичном топливе она могла поднимать на орбиту спутники, транспортные и пилотируемые корабли. 25 лет назад прошли первые летные испытания «Зенита».

«Зенит» — экологически чистая ракета XXI века, мощная ракета (30 миллионов лошадиных сил) и надежная ракета. В эти дни 25 лет назад прошли первые летные испытания «Зенита». И сразу — успех.

«Двигатель был серьезно отработан по прожигам. Я боюсь соврать, но было сделано порядка 150-200 прожигов. После этого была отработана первая ступень, пуск произошел очень успешно», — рассказывает Николай Митинский, начальник отдела Центра испытаний ракетного комплекса «Зенит».

Первая ступень «Зенита» — нижняя часть ракеты с четырьмя соплами. Этот двигатель сегодня американцы покупают для своей ракеты «Атлас-5». А тогда, в начале 80-х годов, ступень была принята в виде ускорителя для системы «Энергия-Буран».

«И когда прошли испытания, поняли, что это летная машина, подумали, почему бы ее не использовать как отдельный носитель», — говорит Юрий Веселов, начальник группы эксплуатации стартового оборудования.

Именно «Зенит» в 90-е годы должен был заменить работающий до сих пор «Союз». На этой ракете планировалось отправлять космические экипажи на орбиту. Для космонавтов построили даже специальную башню, так называемый «скворечник» — уникальное сооружение весом свыше тысячи тонн. Почти 20 лет на эту башню никто не поднимался. После закрытия пилотируемой программы все входы и лестницы на «скворечнике» опломбировали и закрыли.

На башне есть и специальная система экстренного спасения. Шахта, внутри так называемый «чулок». Это эвакуационный канал, по которому уходят в безопасное место. Подобной системой сегодня оснащаются все крупные отели мира и стартовые комплексы Европейского космического агентства. Но здесь все это построили еще в начале 80-х годов в Советском Союзе. Такого тогда не было нигде!

«Это была бы перспективная ракета, — считает Юрий Веселов. — Она рассчитывалась на долгие годы, и в проекте мы должны были до 2000 года провести испытания. Программа бы была осуществлена, если бы СССР не распался».

Сегодня рядом с закрытой башней — работающий старт. Вскоре ракета займет свое место, а пока есть возможность посмотреть стартовое сооружение изнутри. Уникальность его в том, что всё предстартовое обслуживание проходит в автоматическом режиме. «Такого нигде в мире нет», — отмечает Юрий Веселов.

На подготовку к пуску отводится всего 90 минут. В таком режиме могут запускаться спутники, требующие оперативного выведения. Ракета прибывает на старт и здесь уже находится во власти автоматики.

«Зенит» взлетал больше 40 раз. Лишь два пуска были аварийными. Остальные с невероятной точностью вывели космические аппараты на заданную орбиту. И есть надежда, что у ракеты с такой безупречной историей впереди еще много стартов.