Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
19 апреля 2010, источник: Вести.Ru

Площадь у Белорусского вокзала: застава или ловушка?

Реконструкции Тверской Заставы приказали долго жить. Сроки завершения работ опять сдвигаются. Девелопер обвиняет власти в непрофессионализме. Департамент строительства Москвы молчит. В итоге долгострой дорожает, а пробка на площади у Белорусского вокзала уже стала неотъемлемой достопримечательностью столицы.

По стройплощадке у Белорусского вокзала сегодня ходила какая-то очень важная комиссия. Люди в плащах и пиджаках напряженно смотрели в бумаги, что-то обсуждали, разводили руками, потом ушли, оставив рабочих спокойно курить на притихшем объекте, а нервы водителей и прохожих — звенеть от напряжения.

— Я даже не представляю, когда это может быть закончено. Сроки отодвигаются. Москва, как после бомбовой атаки! — Иногда в пробке можно стоять минут 15-20, не двигаясь. А если по Брестским едешь, там час можно стоять.

Про ошибки проекта реконструкции специалисты уже и говорить устали. Новые мосты, тоннели, эстакады и пандусы — самый страшный перекресток столицы обещали превратить в автомобильный рай. Если бы не одно НО. Вся эта развязка завяжется плотным узлом вокруг торгового центра. По контракту большой подземный магазин строит инвестор, транспортная инфраструктура — за его же счет и на его же совести.

«Здесь мы получаем вместо стандартной схемы частно-государственного партнерства бартерную сделку советского типа: у тебя торговый комплекс, а в нагрузку — транспорт. Таких схем не бывает. Это порочная контрпродуктивная схема», — уверен научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин.

И практика это подтвердила. В разгар реконструкции, когда площадь уже перекопали вдоль и поперек, выяснилось, что инвестор не сильно преуспел в строительстве тоннелей — то есть вообще никогда тоннели не строил. А потом грянул кризис. И вот город и бизнес никак не могут договориться, кому платить за окончание большой стройки на большой Ленинградке.

«Он влез в пространство площади, сделал жизнь людей невыносимой и тем самым оказывает давление, что, ну, я сделал свою часть, теперь мяч на другой половине поля, давайте решать эту проблему», — говорит главный архитектор Центра историко-градостроительных исследований, член президиума Экспертно-консультативного совета при главном архитекторе Москвы Борис Пастернак.

Инвестор утверждает: дело бы шло быстрей, если бы город выполнял свои обязательства по перекладке инженерных коммуникаций. И тут же добавляет, что в эти самые коммуникации уже вложил и собственные деньги.

«Мы сделали большую часть работ. Больше, чем должны были по контракту. Сейчас ожидаем компенсации. Надеемся, что в ближайшее время вопрос будет решен. Мы ожидаем, когда коммуникации будут закончены, чтобы продолжить работу по торговому центру подземному и по строительству дорожной развязки», — объясняет директор Департамента по связям с общественностью Afi Development Наталия Иванова.

Департамент дорожно-мостового строительства в ответ молчит. А развязки нет. И даже намека нет на то, что появится. Зато кипит работа под землей. Очевидно, инвестору интереснее строительство торговых площадей, а не дорог, за которые город когда-нибудь обещает заплатить.

Какими миллиардами рублей обернется этот долгострой, теперь затрудняются оценить даже эксперты. Но проект реконструкции площади Тверской заставы уже сравнивают с возведением Сиднейской оперы, которая оказалась в 12 раз дороже предварительного прогноза. Но что нам Австралия, когда в центре Москвы уже три года не пройти и не проехать. И ответ на вопрос — «Когда все это кончится?» — по-прежнему скрыт в недрах котлованов.

Сроки завершения работ опять сдвигаются. На 2012 год. А скоро масштабная реконструкция подстерегает и Пушкинскую площадь. Она к мэрии гораздо ближе, но как бы снова под каблуком у столичных властей не оказались те же грабли. Инвестор все быстро раскопает, а за чей счет закапывать, не знает никто.