Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
20 апреля 2010, источник: Вести.Ru

«Жизель» за гранью нервного срыва

На сцене театра Станиславского и Немировича-Данченко показывают скандально знаменитую постановку Лионского балета.

«Жизель» Матса Эка пропустить нельзя. Почти тридцать лет она является яблоком раздора. В Москве о ней слышали, а теперь есть шанс и увидеть. Сам Матс Эк рвался в Москву (18 апреля у него день рождения), но завис в аэропорту Стокгольма. На пресс-конференции о скандальной постановке рассказал худрук Лионского балета Йоргос Лукос.

«Это не издёвка над классикой. Когда Матс ставил “Жизель”, он тщательно проработал драматургию этого произведения. Шёл за событиями как театральный режиссер. Первое действие почти соответствует Готье, второе он передал иначе. Это другой трагизм. Не смерть Жизели, а психиатрическая больница», — раскрывает драматургию творческого замысла художественный руководитель труппы Лионской опера Йоргос Лукос.

Лионский балет – экспериментальная площадка для многих хореографов. Здесь делали спектакли Эк, Ноймайер, Киллиан – большие специалисты по интерпретации классики, любители контрастов и возмутители спокойствия.

«Мы в XXI веке. И Киллиан, и Матс Эк – это классика ХХ века», — вносит свою ложку в обсуждение генеральный директор Московского музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.

Лионская труппа, по театральным меркам, небольшая – всего 32 танцовщика. Этого недостаточно для постановки классического балета. Поэтому двадцать лет назад Йоргос Лукос взял курс на авангард.

«Мы ставим по пять-шесть спектаклей в год. Поэтому нам всегда есть что показать. Мы много гастролируем, и везде “Жизель” Матса Эка вызывает волнение у зрителя и очень сильное эмоциональное потрясение», — поясняет Йоргос Лукас.

Дороте Делаби танцевала «Жизель» в классической и в авангардной постановке. Для неё эталон – Анна Лагуна – жена и муза Матса Эка. Она признается, что сумасшедшая Жизель, прикованная цепью, одержимая страстью, грациозная в неловкости, откровенная в желании, полюбившая и попавшая в сумасшедший дом, ей ближе и понятнее, чем деревенская простушка у Готье.

«Классическая Жизель – замечательная, но мне больше подходит эта – Матса Эка. Она — на разрыв эмоций. Без балетной подготовки её не станцуешь. Вся хореография Матса основана на элементах классики», — подчёркивает солистка группы Лионской оперы Дороте Делаби.

Её партнёр Седрик Андрие – единственный танцовщик в труппе без классической подготовки. Впрочем, это нисколько не мешает ему исполнять партию Альберта. Его герой не сентиментальный и наивный принц, а циничный плейбой, приехавший развлечься с местными девушками. Обман Жизели, её сумасшествие, визит в больницу, населённую персонажами в смирительных рубашках – всё это меняет его мир.

«Я танцевал модерн и раньше не сталкивался с балетом, где не только танец, но ещё и история. Это новое для меня. Трудно эмоционально, но с физической нагрузкой проще», — признаётся Скдрик Андрие.

Матс Эк перенес Жизель в наше время. Поместил её в сумасшедший дом, приставил надзирательницу и захлопнул дверь. Критики метко подметили: «Эк ушёл от белого романтического балета, и мрачная сказка обернулась современной трагедией».