Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
21 апреля 2010, источник: ИА Татар-информ, (новости источника)

Гильмутдинов и Гафуров встретились с аспирантами вузов Татарстана

«Роль хорошего учителя в системе образования больше, чем сумма всех других факторов», — уверен Альберт Гильмутдинов.

(Казань, 21 апреля, «Татар-информ»). Накануне в Актовом зале Казанского университета прошла встреча и.о.министра образования и науки РТ Альберта Гильмутдинова с аспирантами вузов Татарстана.

Мероприятие открыл ректор Казанского (приволжского) федерального университета (КПФУ) Ильшат Гафуров, который сразу обозначил диалоговый формат общения – в рамках круглого стола.

Альберт Гильмутдинов описал систему образования республики, приводя в подтверждение своих высказываний цифры и факты. Весь представленный материал наглядно демонстрировал необходимость радикальных изменений, прорывных идей. «Этот прорыв мы должны провести вместе с вами!», — обратился к аспирантам и.о.министра. Данная необходимость вызвана целым рядом причин, подчеркнул он. Во-первых, при положительной интенсивной динамике количественных показателей образования падает уровень его качества. Например, такой ключевой показатель как финансовые затраты на обучение одного школьника в год: если в 2005 году на это выделялось 16 тысяч рублей, то в течение трех лет сумма выросла до 31 тысячи рублей. При этом, отметил и.о. министра, показатели ЕГЭ по Татарстану в прошлом году были ниже среднего российского уровня, хотя, несомненно, стоит учесть и тот фактор, что это был самый объективный показатель по России. Данные, полученные в ходе масштабного тестирования по профильным предметам школьных учителей и будущих выпускников педагогических вузов, показали, что в некоторых случаях их знания ниже показателей ЕГЭ. «Все это говорит о том, что в первую очередь реформы надо начинать с учителя, — заявил Альберт Гильмутдинов. – А реальная ситуация такова, что лишь 40 процентов выпускников педагогических вузов идут преподавать в школы, и лишь 20 процентов остаются там через год работы. И стоит добавить, что в такие вузы идут слабые абитуриенты, кроме факультета иностранных языков. Получается бессмысленная цепочка».

Во-вторых, существует дисбаланс в уровнях подготовки – среди высшего, среднего и начального профессионального образования сегодня доминирует высшее. Подобная ситуация наблюдается в формах и направлениях подготовки и в источниках финансирования (перекос в сторону платного образования). «Все это имеет право на существование, но вопрос в мере. Мы крайнюю меру уже давно перешагнули, и если не предпринять никаких действий, то к 2015 году ситуация не изменится», — пояснил и.о.министра.

И поэтому сейчас создается комплексная государственная программа развития системы образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы, в которой каждому направлению – от дошкольного образования до высшего – уделено равное пристальное внимание. Однако, как подчеркнул и.о.министра, сейчас приоритетной задачей является развитие школьного образования, ведь если в вуз придут слабые выпускники, то и студенчество не будет блистать талантами. Альберт Гильмутдинов констатировал: «Роль хорошего учителя в системе образования больше, чем сумма всех других факторов». И.о.министра выделил программу «Наш новый учитель» (в рамках комплексной программы) – сюда приглашаются молодые ученые, кандидаты наук, выпускники-магистры ведущих вузов Татарстана (15 процентов лучших). Им предлагается пойти преподавать в школы, гимназии и лицеи. Чем привлечь таких людей? — озадачил аудиторию глава Минобрнауки. «Мы предлагаем конкурентоспособную зарплату, это выше средней экономической зарплаты – 17-18 тысяч рублей. Кроме того, у участника программы будет возможность получить доступ к социальной ипотеке. Мы будем поддерживать научное развитие ученого – финансировать участие в конференциях, публикацию трудов», — рассказал и.о.министра. Со временем участник программы сможет получить статус учителя-исследователя, что прибавит к его зарплате 5 тысяч рублей, а через 10 лет – учителя-эксперта, что, несомненно, является одной из ступеней административной карьеры. Участие в программе – конкурсное, по итогам отбора в этом году звание «новых учителей» получит 100 преподавателей.

Данное выступление вызвало необычайную активность аспирантов, прозвучало не менее двух десятков вопросов. К микрофону подходили представители практически всех вузов Казани. Так, аспирант КГЭУ поинтересовался, можно ли будет совмещать научную или производственную деятельность с преподаванием в школе в рамках программы. «Это будет приветствоваться, единственное условие – не халтурить», — ответил Альберт Гильмутдинов. Ильшат Гафуров назвал совмещение работы на производстве и преподавания отличным шансом подготовить будущие кадры для того же производства – с одной стороны, воспитанникам можно передать опыт, с другой – присмотреть талантливую молодежь. «Преподавание в школе станет для вас отличной базой, вы научитесь выступать на публике, отработаете новые методики, — объяснил Ильшат Гафуров. – Кроме того, при подборе кадров в Казанский федеральный университет мы будем учитывать стаж преподавания в школе».

Не получится ли социальной напряженности между молодыми учителями и уже работающими преподавателями, ведь разница в зарплатах будет явной, последовал другой вопрос. Как оказалось, этот момент был предусмотрен – одновременно с программой «Наш новый учитель» будет запущена программа «Наш действующий учитель», где также прописаны особые условия.

Аспирант 3-го года обучения КГМУ задал вопрос, касающийся мотивации самих учеников: как заинтересовать школьника, показать, что знания по химии или физике ему действительно нужны? Как отметили выступающие, главная задача самого учителя – увлечь ребенка предметом так, чтобы интерес шел «от сердца». Из зала звучали и другие вопросы, которые касались повышения стипендии аспирантам, преподавания в деревнях и других моментов, сообщает пресс-центр Казанского университета.

***Ив