Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
21 апреля 2010, источник: АиФ Омск

«Учитель не должен превращаться в бизнесмена»

Лариса Грачева, Олег Смолин, Ольга Коробова – о том, что станет со средним образованием в России после 2012 года

Законопроект, принятие которого обсуждается сейчас в Госдуме, мог бы стать настоящим хитом этого года. Название скучнейшее – «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Однако разобраться в нем было бы полезно не только чиновникам, но и простым гражданам, ибо он касается непосредственно нас. И наших детей.

Если кратко, то смысл его в том, что все казенные учреждения поделятся на два типа. Одни останутся казенными и будут финансироваться, как и прежде, по смете. Это организации в сфере обороны и безопасности, а также психиатрические и инфекционные больницы. Все же остальные бюджетные учреждения – а это школы, больницы, музеи, библиотеки, вузы, НИИ и так далее – будут получать из федерального бюджета деньги только за выполнение конкретных госзаданий и на содержание имущества; недостающие суммы они должны будут зарабатывать сами. Так что в соответствии с этим законом в школах, например, муниципалитет может выдать госзаказ только на три урока в день. Остальные уроки могут стать платными. Конечно, не факт, что такое будет происходить повсеместно, однако это более чем возможно.

Законопроект уже принят в первом чтении, в среду, 21 апреля, должно состояться его предварительное рассмотрение во втором чтении. Единственное, что утешает хоть немного – это то, что его реализация намечена на 2012 год, а не на 2011, как планировалось ранее. Наши сегодняшние собеседники – о том, как это может отразиться на качестве образования в России.

Лариса Грачева, педагог дополнительного образования, центр творчества «Амурский»

Страшно, когда система образования измеряется мерками бизнеса, когда педагогов заставляют думать, как заработать. Такое ощущение, будто бюджетники висят непосильным грузом на государстве. И оно готово скинуть этот груз регионам. Объявили год учителя – это что, издевательство? Я боюсь, что в случае принятия этого законопроекта, о совершенствовании правового положения муниципальных учреждений, вырастет безработица, и это еще не самое страшное. Уже сейчас учителей кинули зарабатывать деньги, и качество образования начало стремительно ухудшаться – педагоги озабочены не преподаванием, а оплачиваемым репетиторством, повсюду разведена бюрократия.

Сейчас повсюду говорят об инновациях, а кто их будет делать-то? Дети упорно не желают учиться, их родители совершенно ими не занимаются, так как сами заняты зарабатыванием денег. Согласно законопроекту, в школах могут быть введены платные уроки – да кому же тогда вообще нужны будут эти школы? Это просто удар в спину нищей, низкооплачиваемой бюджетной сфере. Учитель, педагог, должен быть защищен, а государство бросает нас в рыночные отношения. Это говорит уже о каком-то бессилии, наверное.

Олег Смолин, депутат Госдумы, заместитель председателя комитета ГД по образованию

Депутаты Госдумы уже готовы предварительно принять этот законопроект во втором чтении, спасибо еще, что его реализацию отложили до 2012 года. Единственный выход, который я вижу, — это активная позиция гражданского общества. Если люди выступят резко против, то тогда будут и правки внесены, и какие-то положения изменены.

В России сложилось абсолютно неправильное представление о том, что в Европе и Америке бюджетная сфера зарабатывает на себя сама. Но учитель не должен превращаться в бизнесмена – поэтому на Западе финансирование бюджетной сферы увеличивается, ее государство финансирует на 90%, и позволяет дополнительно зарабатывать деньги на реализации различных проектов. Наши же законотворцы предлагают вместо дополнительного заработка заняться основным – и это в корне неправильно. В случае принятия этого законопроекта в том виде, в каком он находится сейчас, вырастет уровень коррупции среди чиновников, которые будут распределять госзаказы. Кроме того, это ощутимо ударит по карманам граждан, а уровень образованности среди наших детей катастрофически упадет. Реформы образования нужно начать со смены статуса педагога, потому что не будет с нищими учителями богатой страны.

Ольга Коробова, редактор «АиФ» в Омске", мать троих детей

Меня этот факт совершенно не пугает и не удивляет. В тех семьях, где дети учатся в так называемых «элитных» школах Омска, и так платят за все – за учебники, за школьную форму, всевозможные дополнительные взносы. И когда в такую школу поступают, родители готовы к таким тратам и знают, что и в будущем на образование их ребенка будет уходить много денег.

Другое дело – это общеобразовательные школы, где зачастую ситуация ужасающая, где учатся дети, не нужные и неинтересные своим родителям. Что такое платные уроки? Как это можно себе представить? Или у нас полноценное среднее образование будет доступно только тем, кто в состоянии заплатить? Да и не только образование – ведь этот законопроект затрагивает именно муниципальные учреждения – больницы, центры творчества, музыкальные школы и так далее.