Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
21 апреля 2010, источник: АиФ Волгоград, (новости источника)

Диагноз для «Докторской»

Стартовал проект «АиФ»-НП" «Еда по ГОСТам». Первые результаты неутешительные

Независимые эксперты пришли к выводу, что «Докторская» колбаса от подавляющего большинства популярных в Волгограде производителей не соответствует строгим требованиям ГОСТа.

Какого рода нарушения выявила проверка и как простому покупателю на вкус и цвет определить качественный продукт, рассказывают начальник исследовательской лаборатории ФГУ «Волгоградский ЦСМ» Наталья Хвощева и эксперт по сертификации мяса и мясопродуктов ООО «Волгоградский центр сертификации» Татьяна Фастова.

Читаем, смотрим, нюхаем

– Я хочу подчеркнуть, что сегодня мы говорим только о колбасе «Докторской», изготовленной по ГОСТу, – говорит Татьяна Фастова. – Выбор сейчас в магазинах очень большой, и не потеряться в этом количестве предложений непросто. Но есть критерии, по которым можно выбрать вкусную и качественную колбасу.

Покупателю следует в первую очередь обратить внимание на оболочку (на ней не должно быть подтёков) и маркировку, на которой должно быть указано наименование продукта, наименование и адрес изготовителя, обозначение нормативного документа, в соответствии с которым изготовлен данный продукт, дата изготовления, срок годности и условия хранения, состав продукта. При этом производитель обязан указать в составе, из чего сделана данная колбаса и какие пищевые добавки были использованы. Также в составе «Докторской» ГОСТом не допускается использование соевого белка и пищевых добавок вроде каррагинана и крахмала, способствующих удержанию влаги.

– На одной из упаковок исследуемых образцов мы прочли, что нитрит натрия, или Е-250, как его указывают на упаковках, «одобрен Минздравом РФ как пищевая добавка». Это, мягко говоря, неправда. Е-250 «разрешен к применению», причём в очень малых дозах, – рассказала Татьяна Алексеевна. – Но нередко покупателей вводят в заблуждение, не указывая истинного состава колбасы. Так, в одном из исследуемых образцов мы обнаружили большое содержание крахмала и превышение норматива по влаге на 4%. Я как специалист могу предположить, что сначала производитель добавил в фарш воды, а затем, чтобы колбаса не «потекла», добавил крахмал как влагоудерживающее вещество. Это чистой воды надувательство, ведь получается, что производитель продаёт воду по цене мяса. За это в советские времена жестко наказывали, а сегодня нарушивший требования ГОСТа производитель объясняет это «небольшой погрешностью».

Можно определить наличие в колбасе крахмала в домашних условиях. Для этого на кусочек колбаски нужно капнуть капельку йода. Если капля посинела, значит крахмала в продукте предостаточно.

– Очень важно внимательно осмотреть колбасу на срезе, – рассказывает Татьяна Фастова. – Не должно быть крупных пор и пустот на разрезе. Цвет настоящей натуральной колбасы – бледно-розовый, а аппетитные ярко-розовые оттенки вплоть до свекольных говорят о наличии искусственных красителей, призванных скрыть присутствие белковых добавок в больших количествах, не безопасных для здоровья.

И последний тест – на упругость. Качественный колбасный продукт должен быть упругим, но не резинистым. Резинистость может указывать на злоупотребление влагоудерживающими агентами, например, фосфатами или белковыми стабилизаторами.

Контроль за качеством – дело производителя?

Начальник исследовательской лаборатории Наталья Хвощева считает, что плохие показатели по качеству «Докторской» колбасы указывают на отсутствие должного производственного контроля на предприятии.

– Во времена, когда вся продукция выпускалась по ГОСТам, их требования устанавливали контроль качества продукции не реже одного раза в 10 дней. Сейчас же каждый из производителей самостоятельно устанавливает эту периодичность. Добросовестные производители в борьбе за качество вкладывают серьёзные средства в лабораторный контроль. Да, сегодня это обходится недешёво. Но есть выход в лице независимых лабораторий, компетентность которых подтверждена на самом высоком уровне.

Именно так поступают в регионе производители, которые во главу угла ставят репутацию фирмы, подтверждённую качеством. Располагая собственными лабораториями, они привлекают для повышения достоверности и полноты собственного контроля независимые испытательные лаборатории. Это «Конфил», гипермаркеты с участием иностранного капитала и др.

Сегодня государственный контроль за качеством минимален. Что говорить, если контролирующие органы имеют право проверить производителя раз в три года с предварительным уведомлением. По замыслу федерального законодателя такой порядок призван снизить барьеры для бизнеса, поставить заслон на пути тех, кто его «кошмарит». А качество отрегулирует сам рынок. Но пока наш покупатель, увы, не столь богат и, выбирая между качественной продукцией и дешёвой, выбирает последнюю.

– В таких условиях именно на уровне региона должна вестись работа по контролю  за качеством продукции, – говорит Наталья Хвощева. – Кто должен ею заниматься? Власти, эксперты, общественность? Пока вопросов больше, чем ответов. Надеемся, продолжение проекта поможет ответить хотя бы на некоторые из них.

Тем временем

«АиФ» – НП" продолжает проект «Еда по гостам». Следующим объектом исследования станет молоко и молочные продукты, представленные в торговых сетях области. Итоги этого исследования читайте в мае.