Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
22 апреля 2010, источник: АиФ Волгоград

Против «в лом» – есть прием

Предприниматель стал экспертом в области национального пофигизма

Почему на наших полях вкалывают корейцы да китайцы, на стройках –  таджики и турки, а на заводах увидишь разве что соотечественников старшего поколения? Почему средний российский гражданин не хочет и не любит эффективно трудиться? Об этом всерьез задумался предприниматель Григорий Евдокимов. Свои выводы он теперь облек в форму научного труда, написав диссертацию с названием «Изменение принципов и подходов к управлению персоналом при переходе предприятия от малого к среднему».

Дача – лучше, чем премия

Григорий Евдокимов не новичок в предпринимательстве что в Волгограде, что на своей родине в Омске.

«В своём бизнесе я частенько сталкивался с ситуациями, когда наёмный персонал не соглашался оставаться на пару часиков после основной работы даже за любой дополнительный стимул вроде двойной или тройной оплаты, – поясняет Евдокимов. – Оговорки звучали совершенно дивные: “Мне нужно срочно на дачу, на охоту, на день рождения к подруге, к ребёнку”. Нужное подчеркнуть. Из всего этого я сделал неутешительный вывод, что любые материальные стимулы к труду для многих наших граждан – пустой звук. Плати хоть тысячу долларов в час – наш российский человек всё равно тихой сапой слиняет в пятницу с работы со словом “дача” на устах».

Работа не волк

Так на собственном горьком бизнес-опыте Евдокимов стал экспертом в области национального пофигизма. На его взгляд, низкая мотивация к труду у наших сограждан имеет целый ряд причин. За годы советской власти сменилось несколько поколений людей, у которых почти атрофировалась базовая ценность – чувство собственности. Резкая смена общественных формаций только усугубила проблему. Многие люди окончательно перестали верить, что деньги зарабатываются именно трудом, а не чем-либо ещё.

Третья и четвёртая причины более интересны. «У нашего постсоветского человека сильно обострено чувство справедливости, – считает Григорий Евдокимов. – Рассуждения “мой сосед дурак и двоечник, в то же время в 25 лет уже на джипе раскатывает” – типичная квинтэссенция подобных настроений. Наши люди мало доверяют не только институтам власти, но и общественному устройству в целом. А ещё русский человек не умеет рационально тратить и те средства, что зарабатывает. Нашим людям не свойственно копить на образование собственных детей, например. Многие затратные покупки, ввергающие в долги и финансовые “дыры” в личном бюджете, делаются совершенно спонтанно и необдуманно. Наш человек способен в один месяц заработать приличную сумму и потом её спокойно спустить где-нибудь на морях, за границей, совершенно не заботясь о будущем».

Совсем плохо в современной России, считает исследователь, с таким понятием, как профориентация и трудовые династии.

«В дореволюционной России, – поясняет он, – профессия того же официанта была прести­жней престижного, её передавали по наследству. А сейчас официант – вроде как самое низшее социальное звено. Хотя на самом деле лучше быть талантливым официантом, чем плохим юристом или менеджером».

Как считает Евдокимов, пре­одолеть национальную «трудофобию» сможет встраивание российского бизнеса в научную систему управления персоналом. 

«Многие наши национальные традиции не способствуют эффективной системе работы, – сетует новоявленный учёный. – Однако по­чему-то в международных компаниях с чётко построенной системой управления вроде “Мet­ro”, “Сoca-cola”, “McDonalds” никакой “национальной дачной вольницы” не наблюдается. А это значит, есть реальный способ одолеть “российскую трудофобию”. Было бы желание».