Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
22 апреля 2010, источник: Фонтанка

За судьбу KIA волнуются в России

Эксперты патентного законодательства считают, что американские бизнесмены способны перекрыть корейской компании KIA вход на российский автомобильный рынок. Дело, которое сейчас рассматривается в Арбитражном суде Петербурга, может изменить структуру поставок автомобилей в Россию. Перспективы этого разбирательства обсудили в торгово-промышленной палате Петербурга.

Эксперты патентного законодательства считают, что американские бизнесмены способны перекрыть корейской компании KIA вход на российский автомобильный рынок. Дело, которое сейчас рассматривается в Арбитражном суде Петербурга, может изменить структуру поставок автомобилей в Россию. Перспективы этого разбирательства обсудили в торгово-промышленной палате Петербурга.
Как сообщала «Фонтанка», иск поданный в марте 2010 года американским патентным холдингом «Дисконт провайдер США Инк.» в отношении «Шувалово-Моторс» (дилер KIA) сводится к запрету на ввоз в Россию деталей легковых автомобилей марки KIA, содержащих признаки запатентованной «полезной модели». Экспертиза, проведенная истцом, доказала, что патент американской компании оформлен на «листовой материал», используемый при производстве крыльев автомобилей KIA Spectra, Rio, Sorento, Carnival и Magentis. Существует опасность, что выиграв, процесс против небольшой компании-дилера, обладатель прав на изобретение будет требовать аналогичного решения и на запрет ввоза для «Kia Motors Rus».
Специалисты говорят, что у «Дисконт провайдер США Инк.», как фирмы относящейся к так называемым «патентным киллерам» (такие фирмы зарабатывают деньги, приобретая патенты, а затем предъявляя свои права производителям), есть все шансы выиграть суд. «Скорее всего атака киллеров на Kia Motors будет удачной. Судя по всему, компания хорошо подготовилась к ней. Объясним выбор удара – небольшой дилер, юристы которого не смогут противостоять подготовленным патентоведам, которые работают на американцев. По сути, итогом этого дела, рассматриваемого в региональном суде, может стать прекращение поставок корейских автомобилей в страну. Можно только догадываться, к каким экономическим последствиям это приведет», — считает экс-вице-губернатор Петербурга, президент Национального информационного центра Алексей Потехин.
По словам юристов, негативных последствий нужно ожидать именно корейскому производителю. «Вероятно, корейцы в данном случае потеряют деньги, договариваясь с патентообладателем. А американские бизнесмены либо получат прибыль от этого процесса, либо пойдут дальше – и освободят российский рынок для своих автомобилей», — говорит петербургский юрист, глава юридической компании Вадим Кусков.
Оптимистически к делу о деталях для KIA относится гендиректор группы «Форвард Капитал» Игорь Березовский. «Компания “Дисконт провайдер” обладает качественным патентом и постарается использовать его как можно более эффективно. Но KIA, скорее всего, сохранит право ввоза автомобилей, хотя и вынуждена будет заплатить американцам. Приведет все это к тому, что корейские авто подорожают, что автоматически поддержит отечественного автопроизводителя», — рассуждает Березовский.
Впрочем, эта история с Kia Motors, должна послужить сигналом для российских производителей и изобретателей, которые зачастую не спешат патентовать свои «полезные модели». «Менеджеры KIA совершили серьезный просчет – вышли на российский рынок, не проверив патентную ситуацию, — говорит московский патентный поверенный Владимир Хорошкеев. — Нашим изобретателям и производителям тоже нужно подумать о защите интеллектуальной собственности при выходе на мировой рынок. Патентные киллеры учат нас, прежде всего, заботится о безопасности бизнеса».
Напомним, как сообщала «Фонтанка», в компании «Kia Motors Rus» по поводу подачи иска со стороны американского патентного бюро особой встревоженности не выражали. «Автомобильная компания, как ведущий представитель современного рынка, уже не в первый раз встречается с подобными ситуациями и имеет опыт в разрешении таких конфликтов», — сообщали в холдинге.
Уточним, что процесс пока находится на предварительной стадии разбирательства. И пока сложно прогнозировать, когда будет принято судебное решение по иску.
Справка:
Бизнес патентных холдингов в мире распространен довольно широко. Такие компании принято называть «патентными киллерами» или «патентными троллями». Бизнес их сводится к скупке таких патентов, которые позволяют рассчитывать на реализацию прав. Самые продвинутые фирмы-тролли умудряются создавать такие патенты, под действие которых попадают уже существующие и широко используемые устройства. И тут уже возникает вопрос к государственным органам, которые такие права регистрируют.
А для самих патентных организаций остальное — дело техники. Правообладателям порой удается найти признаки «своего изобретения» в различных устройствах по всему миру и предъявить денежные претензии многочисленным компаниям. И, может быть, с точки зрения обывателя, такой подход манхеттенских бизнесменов выглядит по меньшей мере несправедливым, но с точки зрения закона (и нашего, и зарубежного) все вполне объективно. Документ правообладателя может позволить ему получить исключительное право на весь ассортимент продукции, попадающий под действие патента.
Маша Могилевский,
«Фонтанка.ру»