Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Сколько на самом деле мартышек в Удаве из «38 попугаев»?Помните первую серию кукольного мультсериала, в которой животные думают, как измерить рост Удава?
23 апреля 2010, источник: Вести.Ru, (новости источника)

Фестиваль польского кино посвятили погибшим под Смоленском

В Москве начался III фестиваль польского кино «Висла». В этом году он проходит вопреки трагическим обстоятельствам. Копии фильмов для фестивальных показов находились на борту польского самолёта, который разбился 10 апреля под Смоленском. Киносмотр посвящён памяти погибших в авиакатастрофе. Произошли изменения и в фестивальной программе.

Третий фестиваль польского кино посвящен погибшим в авиакатастрофе под Смоленском. На фронтоне кинотеатра «Художественный» — афиша с веселым велосипедистом. Внутри — траурный портрет одного из организаторов фестиваля, заместителя министра иностранных дел Польши Анджея Кремера, погибшего под Смоленском.

«Анджей Кремер договорился с начальством. Все пленки 35 миллиметров, афиши — все летело в президентском самолете», — рассказал координатор фестиваля «Висла» Петр Скульски.

Организацию фестиваля пришлось начинать с нуля. Чудо, что открывается он в установленный срок и без изменений в программе. Только фильм открытия изменили. Вместо рок-н-рольного «Всё, что я люблю» Яцека Борцуха — меланхоличные «33 сцены из жизни» директора фестиваля Малгожаты Шумовски. Это польско-германская лента, получившая приз в Локарно.

«Решили, поскольку траур, неуместно начинать с веселого кино», — поясняет кинокритик Алена Солнцева.

«Висла» – фестиваль конкурсный. Приз гильдии российских кинокритиков «Слон» получит лучший из 15 фильмов, снятых в Польше за текущий год.

«Этот год был важным для польского кино, — отмечает кинокритик Тадеуш Соболевски. — Сотни тысяч зрителей — для Польши это много — посмотрели трудные фильмы с новой формой, экспериментальные фильмы».

Фильмы, которые пан Тадеуш называет «трудными», — «Плохой дом» и «Польско-русская война» — окупились в прокате, а ведь это остро социальные, жесткие фильмы. Экранизацию нашумевшего романа Дороты Масловски «Польско-русская война под красно-белым флагом» снял сын режиссера Анджея Жулавски — Ксавери.

«Это очень интересная фантазия на тему поп-культуры, — рассказывает Тадеуш Соболевски. — Поп-культура — это ничто, которое нас бомбардирует».

Фильм «Плохой дом» в рамках специальной фестивальной дискуссии планируют сравнить с «Грузом-200» Алексея Балабанова. Режиссер «Плохого дома» согласен, что у них с Балабановым много общего.

«Нормальный, средний человек, ни добрый, ни злой, попадая в ситуацию критическую, способен на преступление, — рассуждает режиссер фильма “Плохой дом” Войцех Смажовски. — И бывают времена, когда такая индифферентность, нравственная шаткость в людях особенно сильна. Такими были польские 80-е. Мой фильм — своего рода размышление над последними годами коммунистической Польши».

Другой фильм о недавнем прошлом снял ветеран польского кинематографа — Януш Моргенштерн. «Меньшее зло» — история молодого человека 80-х годов, который становится диссидентом из соображений выгоды.

«Польское кино возвращает нас в те времена, когда российское кино не делилось на блокбастерное и арт-хаусное, а был спокойный мейнстрим, снимались психологические драмы», — считает Алена Солнцева.

В Польше такие снимают до сих пор — хорошие и зрительские. Основоположники традиции остаются себе верны. В рамках специальной программы будут показаны фильмы Анджея Вайды – «Катынь» и «Аир».

У фестиваля «Висла» — особая атмосфера. В России много тех, кто на польском кино учился. Лариса Лужина на открытии вспоминала, как снималась в фильме «Ярослав Домбровский», каким культовым было для них польское кино в годы застоя. Общее прошлое, живой интерес и сочувствие в настоящем — все это превращает фестиваль «Висла» в одно из значимых событий весеннего киносезона.