Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
25 апреля 2010, источник: РИА Новости

Судьба Михаила Кононова: от славы до полного забвения

25 апреля могло бы исполниться 70 лет замечательному российскому актеру Михаилу Кононову. Всесоюзное признание и любовь ему принесли роли в таких фильмах как «Начальник Чукотки», «Большая перемена» и «Гостья из будущего», однако сам актер не считал их любимыми и до последнего был верен принципу — не идти на поводу у зрителя.

25 апреля могло бы исполниться 70 лет замечательному российскому актеру Михаилу Кононову. Всесоюзное признание и любовь ему принесли роли в таких фильмах как «Начальник Чукотки», «Большая перемена» и «Гостья из будущего», однако сам актер не считал их любимыми и до последнего был верен принципу — не идти на поводу у зрителя. Единственным своим настоящим успехом Михаил Кононов называл небольшую роль в картине «Андрей Рублёв», а многочисленные предложения сыграть в новых российских сериалах отвергал, несмотря на полунищенское существование в последние годы.

Скорая слава

Михаил Иванович Кононов еще в школе не просто выступал на сцене, а готовил целые эстрадные программы, пользующиеся большим успехом у сверстников. Именно школьная самодеятельность и привела Кононова в театральное училище.

Свои первые роли в кино он получил, будучи студентом Щепкинского училища. Актер дебютировал ролью бесхитростного паренька Витьки в мелодраме Ивана Пырьева «Наш общий друг». Впоследствии в этом амплуа он появлялся во многих своих ролях: Кольки — в лирической киноповести Исидора Анненского «Первый троллейбус», Витьки Аникина — в фильме Михаила Калика «До свидания, мальчики!», Алеши Семенова в картине Глеба Панфилова «В огне брода нет» и др.

С первого появления на экране популярность Кононова начала расти и достигла своего пика в 1966 году, когда на экранах появилась историко-революционная трагикомедия «Начальник Чукотки». В ней Кононов предстал в роли ревкомовского писаря Алексея. В этом же году на экраны вышла еще одна картина с его участием — драма Андрея Тарковского «Андрей Рублев». Небольшая роль Фомы принесла актеру долгожданное признание в профессиональной среде, пишет peoples.ru.

Искренний в кадре

В 70-х Михаил Кононов смог попробовать себя в образе строгого учителя Нестора Петровича на съемках телесериала «Большая перемена». Позднее актер вспоминал, что пришел в ужас, прочитав сценарий картины. «Тогда я сказал себе, если смогу преодолеть это, значит, я крепкий актер. Мне кажется, я справился с этой ролью. Естественно, при помощи блистательных актеров, которые играли в фильме», — говорил Кононов.

По словам коллег Кононова, он не играл, он жил в кадре. На съемочной площадке он отдавал себя искусству, в жизни же был закрытым и серьезным человеком. Супруга актера, Наталья Павловна, с которой он прожил 38 лет, рассказывала, как часто звала его в молодости погулять и повеселиться, но Кононов предпочитал остаться дома и просто почитать книгу. «Через много лет, когда уже сам Миша предлагал куда-нибудь выйти, я спокойно отвечала, нам лучше остаться дома и почитать книгу», — вспоминает Наталья Павловна.

Беспроигрышная искренность Кононова помогала ему играть и в детском кино. Один из самых ярких образов, Яшки-писаря, актеру удалось создать в 1975 году в фильме-сказке «Финист — Ясный Сокол».

Позднее Кононов появился в непривычном для себя образе коварного и хитрого космического пирата Крыса в детском фантастическом фильме «Гостья из будущего», а также в роли злого начальника королевской стражи по имени Грызун в фильме «Пока идут часы». Чтобы вжиться в образ Грызуна Михаил Иванович придумал прикрепить железные пластины на клыки. Однако эта затея стоила ему впоследствии здоровья. Пластинами актер стер эмаль на зубах и потом долго лечился.

Последние роли

С конца 80-х годов актер стал появляться на экране все реже. В 1989 году он сыграл офицера КГБ у Юрия Кары в «Пирах Валтасара», а в 1992 году — маршала Ворошилова в драме «Ближний круг».

Последней и одной из лучших работ Кононова стал эпизод в сериале Глеба Панфилова «В круге первом» (2006) по книге Солженицына. В этом фильме Михаил Иванович снимался, когда был уже сильно болен. «Миша говорил там так, что каждое его слово пронзало сердце, но, к сожалению, никто из кинокритиков не заметил и не отметил это», — рассказывает Инна Чурикова, работавшая с Кононовым над такими легендарными кинокартинами, как «Начало» и «В огне брода нет».

В последние годы актер мечтал закончить реконструкцию дома XIX века, купленного в деревне Бутырки под Можайском. Однако более чем скромной пенсии актеру не хватало даже на то, чтобы опубликовать автобиографию, в которой он «написал всю правду о своей жизни»: ни один издатель так и не согласился публиковать книгу бесплатно, пишет newsru.com.

По словам актера, у него была возможность заработать немалые деньги, появись он хоть в одном из предложенных ему сериалов. Однако размениваться по мелочам и делать себе славу на безвкусице оказалось ниже той планки, которую поставили до него такие легендарные актеры как Олег Даль, Виталий Соломин, Виктор Павлов. «Я опираюсь на заповеди, с какими наше поколение относилось к искусству, — говорил он. — Поэтому, отчаянно не снимаюсь в сериалах, которые мне предлагают. Я читаю сценарии и отшатываюсь: это что-то из области “ужастиков”! Настолько всё непрофессионально и нелепо, что я не имею права позволить себе сниматься в такой дури. Во имя своих друзей, которых уже нет в живых».

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации открытых источников