Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
27 апреля 2010, источник: АиФ Омск, (новости источника)

Светлана Щитова: Сегодня Чичиков национальный герой

В России продолжается Год учителя. Правда, складывается впечатление, что, кроме самих учителей, об этом никто не помнит. Хотя педагоги не обижаются. Жизнь научила их относиться ко всему спокойно. В этом есть логика. Если реагировать на каждую выдумку федеральных и местных чиновников, никаких нервов не хватит.

Учитель из небольшой школы села Омское Светлана Щитова снова проводит свой выходной в школе. У неё сто и одно срочное дело. Она торопливо перебирает карточки в картотеке школьного музея, словно пытается что-то вспомнить, а потом вдруг замирает и спрашивает: «Вот как вывезти детей в Тобольск? Надо собрать тысячу самых разных справок. Боюсь, мне это не под силу. А ведь детям нужно мир показывать, для многих из них это единственный шанс увидеть что-то за пределами родного села и города… Не получится ничего, наверное». Говорит, что не получится, а в глазах «чёртики» прыгают. Вывезет. Наверняка вывезет. Такая может всё. На таких, как она, и держится российская школа.

О любви

— Вы очень энергичный человек: научно-исследовательская работа, музей семейных ценностей, школьная газета, уроки в обычной и в вечерней школах, кружок юных поэтов, классное руководство… Голова не идёт кругом?

— Разве что иногда. Но я же знала, что так будет. Моё детство прошло в Тарском районе. Маленькая деревенька, за огородами которой начинается Тюменская область… Рыбаки, охотники. Учитель был для этих людей непререкаемым авторитетом, его все уважали, к нему ходили за советом. Я помню, как мой дед Антон говорил: «Наша Светлана станет учителем». Так и получилось. За годы работы бывало всякое, но даже в минуты полного отчаяния я всегда заставляю себя выдохнуть и идти дальше.

— А чем отличается нынешняя школа от той, что была 23 года назад?

— Основное предназначение школы не изменится никогда: школа даёт знания и участвует в формировании личности маленького человека. Правда, раньше все знания, к примеру, по литературе, ограничивались тем, что ребёнок «пробегал» произведение, потом зубрил критическую заметку и весь свой ответ строил на «правильной» идеологической платформе. Всем было понятно, кто «плохой», кто «хороший». А сегодня Чичиков уже не мерзавец, он теперь чуть ли не национальный герой. Обладатель особого склада ума. Как говорят мои ученики, «мозг». Они искренне считают, что в современной России Чичиков смог бы стать весьма успешным человеком. Да и Илюша Обломов — «ничего человек». Почему бы не полежать на диванчике, если деньги есть?.. «Тарас Бульба» тоже «заиграл» новыми красками. Андрий для современных детей — страдалец. Они его понимают. Мол, он же не просто так «подставил» отца, брата, Родину. Он же сделал это из-за высокого чувства любви. В этом году только один мальчик написал в сочинении, что Андрий предал родную кровь и понёс за это соизмеримое наказание…

— Что ещё удивляет в нынешних детях? Чему бы стоило у них поучиться, а за что следовало бы пороть?

— Физические наказания — не метод воспитания. Сегодня дети умеют слушать и слышать тебя. Нужно просто правильно строить общение. У нас в школе без малого 200 учеников. Большинство из них — это лучшие друзья учителей. Они охотно занимаются в самых разных кружках, помогают в работе школьного музея, занимаются научными изысканиями, и никто их на аркане не тащит. Раньше у нас были пионерия и комсомол — своего рода объединения по интересам. Да, возможно слишком политизированные, но это были именно ОБЪЕДИНЕНИЯ. Сейчас дети тоже объединяются, но уже исходя из личных предпочтений. Кто-то любит песни петь, кто-то изучает глубины русского языка — всё это прекрасно. Кстати, моя ученица Вика Чапенко, исследовавшая «АиФоризмы», стала лауреатом областного НОУ.

И в хороших туфлях

— В последние годы российская система образования обрела доселе невиданные формы. Каково работать в новых условиях?

— Любое движение вперёд — это жизнь. Главное — не стремиться к абсолютному нулю. Да, нас загоняют в рамки, пытаются подвести всех под одну планку, стандартизируют, хотя условия изначально неравные. Никто не учитывает, что сельский школьник имеет гораздо меньше образовательных возможностей, чем школьник городской. Я всегда родителям говорю: если хотите успешно сдать ЕГЭ — идите на подготовительные курсы. Нам повезло: наш посёлок находится в шести километрах от города, а что делать тем, кто живёт за 400 вёрст? Сразу нацеливаться на ПТУ? Ещё одна головная боль — вечерние школы. Почему никто не поднимает вопроса о том, что при шести уроках русского языка в год (!) выпускник вечерней школы должен тоже сдавать ЕГЭ? Помилуйте! Он никогда не выучит самостоятельно и трети правил русского языка.

— Было бы понятней, если бы все нововведения и дополнительные требования подкреплялись рублём.

— Знаете, мы — ладно, а вот когда в школу приходит молодой учитель, первые пять лет он работает «просто так». Каково это? Особенно если ты мужчина и должен содержать семью. На мой взгляд, заработная плата начинающего педагога не должна быть ниже 20 тысяч рублей. Во-первых, ему надо где-то жить. Снимать жильё или брать ипотеку — это минус 7-10 тысяч из бюджета. А во-вторых, нужно что-то кушать и стараться хорошо выглядеть. Дети обращают внимание на всё: какие на тебе туфли, какой помадой накрашены губы, как уложены волосы — всё это тоже стоит денег…

— А вам не кажется, что слишком много чести детям?

— Да нет. До сюжетов о том, как ученики избили учительницу за ненадлежащий внешний вид, мы, слава богу, не дожили, и думаю, не доживём. Учитель, как ни крути, пример для подражания, тем более в деревне.

Досье

Светлана ЩИТОВА родилась 7 февраля 1963 года в Тарском районе Омской области. Окончила Омский государственный педагогический институт. Учитель русского языка и литературы. Занимается научной работой, создала семейный музей старины, руководит вечерней школой. Замужем. Имеет двоих сыновей.