Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Пять историй современных кораблей-призраковВ Мировом океане и сегодня дрейфуют покинутые командой суда, доставляя немало хлопот как грузовым кораблям, так и пассажирским лайнерам
27 апреля 2010, источник: Фонтанка

Депутатов попросили поработать над сценарием «кирдыка» для кинобизнеса

Постановление городского правительства, изменяющее правила проведения съемок на улицах, нужно отменить или хотя бы «довести до здравия». Чтобы доказать это, петербургским депутатам кинематографистам пришлось цитировать 27-го апреля в парламенте Ленина, Михалкова, Путина, а в кулуарах ЗакСа и мифического балабановского Данилу Багрова с его известной фразой о том, что ждет Америку, а в данном случае петербургский кинорынок.

Постановление городского правительства, изменяющее правила проведения съемок на улицах, нужно отменить или хотя бы «довести до здравия». Чтобы доказать это, петербургским депутатам кинематографистам пришлось цитировать 27-го апреля в парламенте Ленина, Михалкова, Путина, а в кулуарах ЗакСа и мифического балабановского Данилу Багрова с его известной фразой о том, что ждет Америку, а в данном случае петербургский кинорынок. Реальное же состояние отрасли в городе отразил нехитрый эксперимент: на вопрос о том, кто из режиссеров в прошлом году в Петербурге снял полнометражный фильм и запустил его в прокат, поднялась лишь одна рука.

О том, что неоднозначное постановление городских чиновников появилось для петербургского кинематографического сообщества в буквальном смысле как снег на голову, говорили на прошедшем 27-го апреля круглом столе все без исключения: ведь никаких катастроф на съемках в Петербурге, по выражению режиссера Юрия Мамина, не происходило, да и федеральное законодательство не менялось.

Более того, как сообщил генеральный директор «Корона Фильм», заместитель председателя кинокомиссии СПб Владимир Скобелев, в декабре  прошлого года среди кинематографистов даже был проведен опрос о том, чтобы они хотели улучшить в процессе организации съемок. И большинство отметило тогда, что хотело бы сократить сроки получения разрешений до 5-7 дней и получать все необходимые документы из одного окна, а заодно «формализовать» финансовые отношения со всеми вовлеченными структурами (правоохранительными органами, музеями и т.п.)
Однако появившийся уже через несколько месяцев документ реализовал прямо противоположную идую.

Напомним, глава города Валентина Матвиенко подписала соответствующее постановление 10 февраля. Согласно ему кинокомпании, рекламные агентства и иные организации, желающие проводить съемки на улицах города, должны будут подавать заявки  в комитет по культуре за полтора месяца (45 суток) до планируемой даты выхода «на объект». В заявке следует определить территорию проведения съемок, предполагаемую численность и основной возрастной состав участников (в т.ч. несовершеннолетних, обслуживающего персонала и пр.), необходимость временного ограничения движения транспортных средств и т.д. Также заявители обязаны представить регламент мероприятия, сценарий, перечень используемых технических средств, схему размещения оборудования и иных элементов оформления, а также требуемые организаторами условия.

Получив заявку, комитет по культуре должен проводить согласования с другими заинтересованными структурами городской власти. К ним относятся комитет по благоустройству и дорожному хозяйству (если съемки проводятся на улицах, мостах или в парках), КГИОП (при организации мероприятий на территории объектов культурного наследия), комитет по транспорту (для временного ограничения движения или изменения схемы движения транспортных средств), комитет по здравоохранению (обеспечивает присутствие скорой помощи), а также комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности, комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности и иные органы государственной власти. Также информация о планируемых съемках передается в ГУВД и ГУ МЧС по Санкт-Петербургу.

Найдя в себе силы назвать это постановление «актуальным и нужным», особенно для коллег, снимающих сериалы по плану, Скобелев на круглом столе в ЗакСе предложил его доработать. То есть,  прописать в нем, что использование объектов киносъемки на территории общего пользования является бесплатным;  указать расценки на услуги городских служб по обеспечению безопасности и порядка во время проведения кино- или видеосъемок;  а также обозначить пределы  стоимости краткосрочной аренды интерьеров в зданиях, принадлежащих городу (в особенности в музеях и памятниках истории и культуры) и т.д. Но, главное, подумать  о разделении съемок на несколько категорий в зависимости от сложности — с различными формами и временем получения разрешений.

Последнюю инициативу особенно оценил председатель парламентской профильной комиссии по экономической безопасности Александр Кущак, который чтобы исправить негатив" от постановления" сразу же предложил сформировать рабочую группу.

А кинематографисты меж тем продолжали говорить о наболевшем – " о 45 дневной каторге для творца"- и вспоминать о том, что на Западе (Франции, Германии, США) согласование можно получить за 2-3 суток.

«Да что там на Западе! Вот раньше все разрешения можно было согласовать  с муниципалами и другим руководством за неделю. Кому-то нужны были связи, кому-то доллары, кому-то спирт, но это все было  задачей директора фильма, теперь продюсера. А теперь что делать с этими 45 сутками, мы не знаем. Как, к примеру, угадать за это время — какая будет погода? Раньше, если надо было снять быстро, мы переписывали сценарий по погоде, а теперь  он также утверждается за 45 суток.  Есть и совсем  российская специфика — у нас актеры работают не только на съемках, но и в театре на одну зарплату не проживешь. И приезжают они сниматься буквально на один день, когда появляется “окно”. Таким образом, нам придется отказаться от качественных  актеров и продуманных сцен»,- говорил Мамин.

В свою очередь, художник-постановщик «Ленфильма» Владимир Светозаров вообще призвал «выбросить на помойку» постановление, «грозящее смертью всем и вся». В доказательство он процитировал Ленина с известной фразой «о важнейшем из искусств», оказавшемся почему-то не нужным Петербургу, и гуру отечественной кинематографии Никиту Михалкова  о том, «что если бы солдаты Великой Отечественной войны увидели нашу современную жизнь, то они вряд ли бы пошли в атаку». «Даешь национальный проект “Культура”. Даешь на него деньги!»,- эмоционально провозгласил он под одобрительное кивание на местах

Незначительно разрядить накаляющую атмосферу удалось лишь немного продюсеру LC East West Production (Los Angeles, USA) Леониду Шубу, рассказавшему о том, «как это там у них в Америке, в Лос-Анджелесе». Так, по его словам, в этом городе существует некая специальная организация, занимающаяся этими вопросами. В целом процесс согласования  занимает не более двух дней; заявка и выдача разрешений может происходить в интернете; существует круглосуточная «горячая линия» для решения неотложных вопросов. При этом стоимость заявки (в которую можно включить до 22 объектов) составляет около 1 тысячи долларов, а ее корректировка — около 100. И уж ни о какой ограничительной политике говорить точно не приходиться, штаты даже борются между собой за право переманить режиссера и его команду: предоставляют съемочным группам скидки. Если съемки проводятся в штате Мичиган – скидки составляют 42%; в штате Нью-Мехико – 25%.

«Власти подсчитали, что благодаря съемочному процессу бюджеты штатов пополнились в прошлом году на 300 млн и 800 млн. долларов США соответственно,  а ведь тоже самое могло бы быть и в России»,- добавил он.

От заморских мечтаний на землю всех вернул  упомянутые выше довольно жестокий эксперимент от генерального продюсера ООО «Киностудия “Никола-фильм” Игоря Каленова, который предложил поднять руки тем коллегам, которые в в прошлом году в Петербурге сняли полнометражный фильм и запустили его в прокат. Итог был печальным — лишь один представитель кинобизнеса робко поднял руку. Да и в этом году  “все пока неясно, может, заморозим, а может, Бог пронесет”.

Печальной историей поделился и режиссер Владимир Бортко, который рассказал о том, что он на протяжении последних трех лет не может запустить в производство фильм по книге Даниила Гранина “Вечера с Петром Великим”, хотя и сценарий есть  и все уже проработано до деталей.

“Вот все и очевидно. А между тем, один фильм „Питер FM“ привлек в Северную столицу намного больше людей, чем все вместе взятые ролики чиновников”,- посетовал Каленов и предложил задуматься о том, что государство деньгами должно помогать тем, кто славит Петербург.

Все услышанное так повлияло на главу профильной комиссии ЗакСа  по экономической безопасности, что тот не исключил —  рабочая группа будет настаивать и на отмене постановления в целом, если не удастся его “привести в норму”. А сами кинематографисты уже в кулуарах ЗакСа с надеждой смотрели в спины удаляющихся парламентариев, курили и рассуждали о том, что,  может, “и не настанет „кирдык“ отечественной кинематографии, хотя, все идет именно к этому”.

Светлана Коваленко, “Фонтанка.ру”