Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
27 апреля 2010, источник: Росбалт - Петербург

Турфирмы в шоке

Туристические компании не верят своему счастью: большинство из них полностью распродали туры на майские праздники почти на все направления, да и лето практически забронировано. Турбизнес не пошатнул даже исландский вулкан: россияне хотят отдыхать несмотря ни на что.

Спрос на майские туры в этом году небывало велик. И хотя он все-таки пока не дотягивает до самого «жирного» туристического 2008 года, продажи явно более чем оправдывают даже самые смелые надежды представителей турбизнеса.

Как заявил журналистам вице-президент Российского союза туриндустрии Сергей Корнеев, сезон-2010 начался гораздо лучше, чем ожидалось, и прогноз, по его словам, «даже чересчур оптимистический».

«На майские праздники все распродано, — говорит Сергей Корнеев. — Отказов от поездок, несмотря на неразбериху с вулканом, нет. Цены по сравнению с прошлым годом практически не изменились за исключением Египта, где цены возросли в связи с высоким спросом на май». По словам экспертов, даже летний Египет пользуется небывалым успехом.

Судя по комментариям представителей турфирм, предоставленных РСТ, в среднем спрос на майские каникулы увеличился в 3 раза по сравнению с прошлым годом. Лидерами остаются Египет, Турция, Израиль, Испания, Греция. Многие фирмы практически распродали всю экскурсионную Европу. В ряде турфирм уже не осталось свободных мест в Эйлат (Израиль), Прагу, АОЭ, Париж. Доходит до того, что турфирмы перекупают свободные места у менее успешных коллег.

При этом отмечается еще одна приятная для турбизнеса тенденция этого сезона — увеличивается глубина продаж, то есть российские туристы впервые за последние годы изменяют собственному менталитету, предполагающему приобретение тура в последний момент, и заранее, как порядочные европейцы, бронируют туры.

В Северо-Западном отделении РСТ отмечают, что уже практически распродан июнь, причем по всем направлениям, идут активные продажи и бронирование на июль, август и даже на сентябрь.

«Но мы все-таки отмечаем изменение психологии потребителя после кризиса. У него стало другое отношение к отдыху: человек готов отдыхать несмотря ни на что, понимая, что качественный отдых — это инвестиции в собственную работоспособность, — говорят эксперты. — Однако он по-прежнему осторожничает с бюджетом, хотя уже не так, как в прошлом году. Если в 2009 году большинство клиентов, приходя в турфирму, просили подобрать тур, исходя из собственных финансовых возможностей, то в 2010 году уже очевидна иная тенденция: возвращается сегмент “люкс”, многие туристы вновь выбирают высокое качество отдыха и сервиса».

Примечательно, что туристический рынок «расправил крылья» буквально с первых дней нового года. Как сообщил «Росбалту» Любомир Христов, генеральный директор одной из турфирм, представляющих отдых в Болгарии, его страна уже с зимних каникул стала пользоваться большим спросом, который, скорее всего, сохранится и летом.

Эксперты отмечают, что несмотря на существующую конкуренцию Болгарии и Турции, у той и другой страны есть свои постоянные клиенты, и даже ставшая с лета-2010 безвизовой Турция «своих» туристов у соседней страны вряд ли переманит: есть люди, однозначно предпочитающие комфортное турецкое «все включено» болгарской дешевизне и свободе выбора ресторанов, пляжей и более нежному климату. При этом Болгария в этом году стала чуть дороже: путешественникам независимо от того, едут они свои ходом или через турфирмы, придется заплатить, помимо визы, сервисный сбор. Христов также заметил, что в прошлом году была любопытная тенденция: обычно не очень популярные июнь и июль были полностью распроданы, при этом «горячий» август оказался полупустым.

Разбушевавшийся Эйяфьятлайокудль внес, конечно, неразбериху в работу туристических фирм и транспортных перевозчиков, однако, по единодушному мнению экспертов турбизнеса, больше сумятицы было в Европе, чем в России и тем более на Северо-Западе.

«Авиационный коллапс оказался интересным явлением, — сообщил Сергей Корнеев. — Вдруг оказалось, что цивилизованная Европа не такая уж и цивилизованная, и она не готова к таким кризисам. С одной стороны, понятно, что ни одна европейская компания не будет рисковать своими пассажирами и репутацией и предпочтет не летать. С другой стороны, очевидна раскоординированность транспортной системы Европы. Понятно, что такие ситуации не очень хорошо проработаны. И получилось, что мы оказались больше психологически готовы к подобным форс-мажорам. Юг России вообще не пострадал, большинство российских турфирм сумели соорганизоваться и вывезти своих туристов из Европы. Были использованы альтернативные методы — например, автобусы, которые имеются у крупных турфирм, а также железнодорожное сообщение и даже паромы. Сложнее пришлось тем, кто путешествовал индивидуально, но такие риски тоже придется учитывать. Например, группа туристов, застрявшая в Италии, “сгруппировалась” и нашла способ эти дни прекрасно провести в Египте».

У представителей страховых компаний, работающих в сфере турбизнеса, свои интересы, которые также корректируются в завимости от ситуациии на рынке. Как заметила директор департамента комплексного страхования путешественников крупной страховой компании Гаянэ Календжян, «от вулкана нельзя застраховаться, это типичный форс-мажор». На это Корнеев заметил, что если клиент попросит, то можно и пересмотреть условия договора.

Роспотребнадзор ждет наступающий туристический сезон со сдержанным отпимизмом. Так, по словам начальника отдела контроля за условиями воспитания и обучения Управления Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу Светланы Колесниковой, наша правовая база достаточно адаптирована к любым недоразумениям, возникающим у туристов. Однако статистика показывает, что не все гладко даже на относительно благополучном петербургском рынке.

По словам Колесниковой, с 2006 по 2009 годы сотрудниками Управления проведено более 300 мероприятий по контролю за соблюдением законодательства в сфере туризма, и нарушения отмены в 237 случаях. В основном, это касается отсутствия полной и достоверной информации на стадии заключения договоров, несоответствия условий пребывания туриста обещанному, а также очевидном обмане потребителя. Как сообщила представитель Роспотребнадзора, в 2009 году вынесено 157 постановлений о мерах административного воздействия в отношении представителей турбизнеса.

За коллег вступился Сергей Корнеев, который является не только одним из руководителей сообщества туроператоров, но и юристом, одним из разработчиков закона о туризме в РФ. Он заявил, что российское законодательство в плане туризма — одно из самых жестких в мире, а также заметил, что РСТ в прошлом году добровольно заключил договор с Роспотребнадзором, чтобы максимально обезопасить наших путешественников в условиях кризиса.

«Но не стоит забывать, что многое зависит и от самого потребителя, — сказал Корнеев. — Надо понимать, что РСТ не может заменить МИД, МЧС и прочие структуры». Хочется добавить — и собственную голову, которую напрочь сносит при виде синего моря, зеленых пальм и золотого солнца.

Марина Бойцова