Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Техника.

В конце апреля исследовательская компания IDC представила статистику по мировым продажам смартфонов за первый квартал 2019 года. Цифры подтвердили тренд последних пары лет: китайская Huawei продолжает упорно гнаться за Samsung. Причем динамика отнюдь не в пользу южнокорейской компании, продажи которой упали на 8,1% к первому кварталу прошлого года. У Huawei же они не просто выросли, а подскочили аж на 50,3%: при таких темпах китайский гигант должен был захватить лидерство уже чуть ли не со дня на день.

Теперь же потенциальная гегемония компании под угрозой: Минпромторг США включил Huawei в черный список «в целях защиты информационно-коммуникационных сетей государства», вслед за чем Google объявил об отказе от сотрудничества с ней. Это может привести к тому, что все смартфоны Huawei на системе Android (а это все смартфоны Huawei) перестанут обновляться. Более того, СМИ сообщают, что ряд приложений станет недоступен для установки. Так что диспозиция в топе мировых продаж вскоре может измениться.

Пока же там ситуация довольно однозначная: в шестерке лидеров 4 китайские компании (Huawei, Xiaomi, vivo, OPPO), Samsung и Apple. Причем если у корейцев падение пока не так ужасно, то у Apple — минус 30% продаж к 1 кварталу 2018 года. Так что есть подозрение, что даже в случае «падения» Huawei цифры подрастут отнюдь не у продукции из Купертино или Сувона, а у тех же Xiaomi, vivo и OPPO.

Очевидно, что подобная экспансия китайских брендов не случайность. Вряд ли бы люди стали приобретать телефон, даже более дешевый, если бы он сильно уступал привычным в качестве. Менее чем за 10 лет китайцы сумели убедить покупателей не только в конкурентоспособности, но и иногда даже превосходстве своего продукта над американским и корейским. Это подтверждают и технические тесты. Сейчас десятку самых производительных смартфонов на Android возглавляет Mi 9 от Xiaomi, а всего в топ-10 — 6 устройств из Поднебесной. iOS — это отдельная тема, iPhone уже давно стал больше элементом имиджа. Но данные о продажах показывают, что все меньше людей готовы отдавать свои деньги за «престиж».

Причем китайские компании постепенно снижают свою зависимость от смартфонов: у Xiaomi, например, сейчас выручка от их продажи составляет 56,5% (у Apple — 62,8%). Кухонные ножи, отопительные котлы, газовые горелки, триммеры для носа, роутеры, умные дома и прочее — вот на чем пытаются делать деньги предприниматели из Поднебесной. И довольно успешно, качество растет. И это не говоря уже о телевизорах: в пятерке лидеров рынка сейчас уже два китайских бренда — TCL (3-й, 9%) и Hisense (5-й, 6,1%). Sony, Toshiba и Sharp уже позади. Впереди пока Samsung (21%) и LG (12%). Надолго ли?

Корейцы — признанные лидеры в этой области, и большинство работающих сейчас у каждого в телевизоре технологий — их рук дело. Но более половины мировых продаж приходится на UHD-модели, которые научились делать уже все. Корейские QLED и OLED экраны, «поражающие воображение» зрителя, пока не настолько дешевы, чтобы ТВ с ними мог позволить себе среднестатистический европеец или американец.

Автомобили.

В марте 2018 года британская газета The Telegraph на правах рекламы опубликовала у себя перепечатку статьи с китайского портала China Daily. Материал был посвящен тому, что китайские автомобильные бренды на своем же рынке упорно догоняют западные. Причем догоняют они их якобы по всем параметрам, и в первую очередь автор статьи почему-то делает акцент на сокращении отрыва в ценах. Но нам ведь интересно другое, не так ли? Качество. Здесь издание тоже рапортует об исключительных успехах. Оказывается, что не без оснований.

Американское исследовательское агентство J. D. Power (что-то вроде «Роскачества» или «Росконтроля», только в основном про автомобили) ежегодно публикует довольно авторитетный рейтинг надежности машин. Однако он посвящен американскому рынку, так что китайских брендов там попросту нет, в США их мало кто покупает. По Китаю есть свой список, и, если присмотреться, ситуация действительно становится лучше. В 2000 году на 100 китайских машин приходилось на 396 неисправностей больше, чем у западных, а в 2018 году разница между ними сократилась до всего 14 поломок (93 в среднем на Западе на 100 машин и 107 — в Китае).

Безусловно, большинство китайских авто по-прежнему не должны вызывать у вас доверия: старые видео ужасных краш-тестов ряда «хрустальных» машин еще не скоро выветрятся из памяти, да и в последних рейтингах Euro NCAP «китайцев» по-прежнему не видно. Но и здесь ситуация меняется: все последние годы местные производители работали совместно с европейскими и японскими инженерами (а некоторые и вовсе купили знаменитые бренды, например, Volvo уже почти 10 лет принадлежит Geely). Так что подобное сотрудничество уже дает о себе знать: рейтинги надежности — тому доказательство.

Многие китайские автомобили уже представлены на российском рынке (и заинтересованы в нем, поскольку подобная экспансия дает производителям преференции у них дома), но пока немногие можно назвать достойной покупкой. Из тех, что уже закрепились в рейтингах и не будут ломаться на каждом перекрестке, — Lynk&Co (Geely+Volvo в РФ нет), GAC Trumpchi (обещал прийти в Россию в августе 2019 года), Wey («люксовый» суббренд Great Wall, есть планы на производство в РФ до 2025 года), Changan (продает в РФ 2 модели) и JAC (новые машины продает только на Урале и в Сибири).

Но отдельно стоит вопрос цены: если раньше китайские машины привлекали своей стоимостью, заставлявшей забыть про их «хрустальность», то сейчас и она поползла вверх, даже на территорию крепких европейцев вроде Skoda или Volkswagen. Не говоря уже о Lada. А кому нужны «китайцы», пусть и довольно надежные, когда за те же деньги можно взять машину концерна VAG, все еще непонятно. Но покупать их тем не менее уже можно.