Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиПоискОблакоComboВсе проекты
День в истории: 25 январяТатьянин день, первое вручение американской телевизионной премии "Эмми", день рождения Владимира Высоцкого и другие события этого дня в истории

С экскурсиями колесил красный двухэтажный автобус Minsk City Tour, отправляющийся от Ворот Минска, ретрофаэтон с откидным верхом той же компании и желтый двухэтажный автобус Tour Open Minsk. Плюс автобусы № 1 и 100, где аудиогид рассказывал пассажирам о встречающихся по пути достопримечательностях. И вот новинка: на улицах города появился ярко-красный ретроавтобус. Такой же вы наверняка замечали на смотровой площадке в Верхнем городе, похожий есть в Брестской крепости — это сувенирные лавки. А тут такая машина и на ходу!

Ретробус стал уникальным проектом, аналогов которому в стране еще не было. Он сделан с нуля минчанином Алексеем Козловичем, зарегистрирован как настоящее транспортное средство и даже стал новой маркой автомобиля — Фердинанд. Это копия советского городского автобуса ЗИС-8, выпускавшегося в 1934 — 1938 годах, который знаком нам по фильму Место встречи изменить нельзя. Но от предшественника у красного ретробуса сохранились только… рамы и оси колес. Все остальное — дело рук Алексея и его напарника Романа Шишова. А началась эта история в 2013 году.

— Я занимался сувенирами, — рассказывает Алексей. — Что-то делал своими руками, что-то — родственники, продавал и продукцию ремесленников. Магазины были у меня и в Минске, и в Несвижском замке. Людям нравилось. Когда в Брестской крепости захотел поставить постоянную точку, идею там одобрили, но строить ничего было нельзя, максимум торговый прицеп. Подумал: в таком месте просто нельзя ставить что-то обычное. Увидел в кино ЗИС-8 — вдохновился: вот оно!

Потом молодого предпринимателя пригласили на совещание по развитию туризма в Мингорисполком, где он предложил сделать такую же сувенирную лавку и для Минска.

— Игорь Карпенко, тогдашний вице-мэр, сказал, что хорошо бы сделать такой, и чтобы туристов катать. Я до этого никогда экскурсии не возил. Но решил: почему бы и нет?

Через год в Верхнем городе появился ретроавтобус под сувенирную лавку, параллельно делали и третий, уже экскурсионный бус. Нашли в Микашевичах раму и оси, саму машину собирали в Березе. Подключали и сварщиков, и столяров, и электриков. Сделать транспорт, который отвечал бы всем техническим требованиям, оказалось непросто.

— Мы проходили испытания полтора года, — вспоминает Алексей. — Теперь у автобуса есть антиблокировочная система тормозов, электроусилитель руля, сертифицированные ремни безопасности и стекла, оборудованы аварийные выходы. Даже высота ступенек и расстояние между креслами в пассажирском транспорте строго регламентированы.

Этот первый самодельный в Беларуси автобус проверяли на прочность настоящие профессиональные испытатели. А когда встал вопрос о регистрации транспортного средства, у Алексея спросили: какая марка автомобиля? В техпаспорте в итоге записали: Фердинанд, как в народе именовали ЗИС-8.

Алексей дал волю фантазии (хотя сам автобус все равно максимально приближен к оригиналу). Дело в том, что раньше такие ЗИСы поставлялись как машинокомплекты: колеса, рамы, мотор, металлические штампованные детали и чертеж к ним — все, дальше делай сам весь деревянный корпус. Оттого во многих советских республиках (а иногда и на разных предприятиях) эти автобусы выглядели совершенно по-разному… Вложено в ретробус немало. Алексей признается: просто перестали считать, когда сумма перевалила за несколько десятков тысяч долларов.

Из кабины бодро играет Крепче за баранку держись, шофер, громкоговоритель объявляет: Экскурсия на ретроавтобусе отправляется через 10 минут. Первыми в салон заходят два пожилых туриста-немца, удивленно осматриваются. Люди вокруг фотографируются, мужчины интересуются техническими нюансами: А сколько передач? На сколько разгоняется? Алексей приветствует всех и начинает экскурсию. Сейчас он сам еще и водитель, потому что считает: чтобы узнать, как работает проект, нужно на нем поработать. Пока автобус курсирует в пробном режиме, тестируется англоязычный аудиогид. Планируется дополнить экскурсии еще одной, вечерней — гастротуром по заведениям с национальной кухней и напитками. Разрабатывается сайт, подыскивается водитель и шьется аутентичная для той, советской эпохи форма. Планов много.

…Выезжая из Верхнего города, узнаем исторические факты о Минске, любуемся 32-метровой башней городской Ратуши, представляем, как выглядело древнее замчище на месте впадения реки Немиги в Свислочь. Дальше — Дворец спорта, проект которого оказался настолько удачным, что позже его повторили во многих городах Советского Союза: Вильнюсе, Волгограде, Днепропетровске, Челябинске… Особенно впечатлило гостей из Германии здание музея Великой Отечественной войны. Они поражены фактом: в послевоенном центре Минска уцелело лишь около 70 зданий… Проезжаем по проспекту Машерова, сворачиваем на Сторожевскую, затем небольшая остановка с видом на панораму Троицкого предместья, на Свислочь. Дальше — мимо Большого театра, на проспект Независимости. Не меньше экскурсантов в восторге прохожие: останавливаются, улыбаются, машут водителю и пассажирам необычного транспорта, водители сигналят. Как и следовало ожидать, проспект Независимости с его знаменитыми зданиями в стиле сталинского ампира вызывают наибольший интерес у иностранных гостей. А мы уже, оставив за спиной площадь Независимости, движемся в сторону железнодорожного вокзала, мимо Ворот Минска к стадиону Динамо, а потом на улицу Октябрьскую, ставшую в последние годы гастрономическим и культурным центром Минска. Автобус, ровесник бывших заводских цехов, делает очередную остановку — время для фотосессий с реквизитом на фоне ретробуса и разноцветных муралов. Музыкальная пауза — Касiў Ясь канюшыну — заставляет иностранцев пританцовывать в такт. Отправляемся снова к Верхнему городу…

Два друга из Мюнхена — Джек и Убет — приехали в Беларусь на два дня по работе, в Минске впервые. И полны впечатлений:

— Какой чистый и зеленый город! Люди такие приветливые! Автобус очень хороший!

Алексей завершает экскурсию, прощается с каждым как со старым другом и приглашает приехать в столицу снова. У него ведь в планах доделать еще несколько интересных фишек к II Европейским играм. Есть и мечта — сделать такой же ретротрамвай. Уже нашел основу в соседней стране — вагон серии Х, такие ходили в Минске в начале прошлого века. Правда, ввезти его в страну — проблема. Но Алексей рассчитывает, как и в прошлый раз, на поддержку местных властей — тогда в городе появится еще одно необычное развлечение.

savitskaya@sb.by.

Подпишитесь на нас