Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Ученые воссоздали самый страшный звук всех временАмериканские ученые воссоздали звук «рева» тираннозавра и назвали его самым страшным из когда-либо услышанных, сообщает The Telegraph
3 мая 2010, источник: РИА Новости, (новости источника)

Живые обнаженные экспонаты в Нью-йоркском музее современного искусства

НЬЮ-ЙОРК, 3 мая — РИА Новости, Лариса Саенко. Открывшаяся выставка известной сербской художницы Марины Абрамович в Нью-йоркском музее современного искусства (MOMA) вызвала противоречивую реакцию ценителей прекрасного — от экзистенциального восторга сторонников новаторства до консервативных упреков в пропаганде нудизма: участники перфоманса оголились.

Персональная выставка представляет ретроспективу творчества 63-летней художницы, именующей себя «бабушкой перфоманса» — многочисленные видео, инсталляции, фотографии и коллажи. Этой крупнейшая выставка в истории MOMA, посвященная перфомансу одного художника.

Главное действие разворачивается на площадке «Художник представляет» — неподвижно сидящая в алом платье Марина Абрамович приглашает любого из посетителей музея, который должен сидеть так же неподвижно, глядя друг на друга.

Однако ажиотаж в Нью-Йорке вызвали обнаженные живые экспонаты, которые дублируют перфомансы Марины прежних лет. Музей объясняет «голую выставку» желанием наиболее полно представить творчество художницы, идущей вот уже второй век в авангарде современного искусства, и сделать его доступным для более широкой публики.

Одетые или обнаженные «живые экспонаты» неподвижно замерли — сидя за столом, лежа в объятиях скелета, вперившись друг в друга взглядом или словно пригвожденные к белому экрану.

Вход в залы экспозиции Абрамович, также обставлен весьма оригинально — посетителям музея предстоит протиснуться в узком проходе между двумя обнаженными девушками. Впервые этот перфоманс под названием «Невесомость» был представлен публике в 1977 году в Болонье. Абрамович изучает энергию взаимодействия между художником и зрителем, одетыми и обнаженными.

Один из центральных экспонатов перфоманса — «Сияние». Обнаженная женщина на белом экране, по замыслу художницы, олицетворяет энергетический обмен со зрителями. Такой обмен будет происходить в течение 700 часов на протяжении персональной выставки в MOMA.

Внучатая племянница Сербского патриарха и жертва строгого семейного воспитания, Абрамович на протяжении жизни исследуют тему ритуала, жестокости, сексуальности, закрепощенности и обреченности. Один из ее известных перфомансов — «русская забава». Художница поочередно втыкает нож в стол между раскрытыми пальцами, заменяя орудие на новое, когда поранит руку.

Также известна ее инсталляция-притча о многострадальной и никем непонятой славянской душе, на которой обнаженная Абрамович предстает в пилотке советской Армии — мужчины ее семьи героически сражались против фашизма.

Однако самый шумный успех принесло неординарное шоу, устроенное в 1974 году, — в течение 6 часов неподвижно сидящая художница позволяла использовать зрителям любые из выставленных ею предметов, в том числе коллекцию ножей, хлыст, ножницы, скальпель и даже пистолет с одним патроном.

Однако пока в СМИ больше обсуждают не художественную ценность перфоманса, а поведение посетителей, так как некоторые из них, несмотря на охрану, не довольствуются зрелищем и позволяют себе распускать руки. Сотрудники музея вынуждены были провести белую черту, запрещающую приближаться к участнице перфоманса «Сияние» ближе, чем на расстояние примерно в три метра.