Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
4 мая 2010, источник: АиФ Омск

Россия не «другая» страна

Больной вопрос: кому мы доверим Родину?

Не все выжившие в адском пекле войны солдаты вернулись домой в победном мае 1945-го. Кто-то осел на чужой стороне, зная, что его никто не ждёт дома, кто-то попал в тюрьмы и лагеря как изменник Родины, кто-то остался этой самой Родине служить.

Накануне священного праздника мы встретились с Андреем Алисовым, участником Великой Отечественной войны и войны с Японией. Человеком, который семь с половиной лет своей жизни отдал армии. Наверное, поэтому ему никогда не понять реформы нынешних Вооружённых сил. А ещё того, почему историю родной страны переписывают с чистого листа на глазах у тех, кто писал эту историю кровью и километрами фронтовых дорог.

Автомат — это мелочи

— Андрей Дмитриевич, вас забрали на фронт мальчишкой. Как давалась военная наука? Способны ли 17-18-летние парни защищать страну так же, как повидавшие жизнь офицеры?

— Когда началась война, мне было 15 лет. Пришлось бросить школу, устроиться на завод. Отца забрали на фронт в 1942 году — больше мы его не видели. Через два года настала моя очередь идти защищать Родину. Тогда и мысли ни у кого не могло возникнуть, чтобы как-то уклониться от этого святого долга. Вот только оружие мы до этого в руках ни разу не держали. Меня направили на Дальний Восток, в военно-морской флот, оттуда на Аляску. Тут и понял, что автомат — это мелочи. Корабельная артиллерия посерьёзнее будет. Как на этом воевать? Мы радаров до этого на советской технике в глаза не видели. Это главное оружие при обнаружении самолётов противника. Месяц ушёл на теорию. Американцы удивлялись — как мы, русские, так быстро всё освоили. Куда было деваться, если в то время война с Японией началась. А чему сейчас молодого человека армия может научить за год? Только месяц требуется на строевую подготовку. А ведь ещё боевые учения, стрельба должна быть. У бойцов Красной армии был настрой, военная подготовка существовала в каждой школе. А сейчас «настрой» на контрактников. Недавно слышал ещё об одной новой реформе российской армии, дескать, в целях гуманизации. Солдаты-срочники будут служить по месту жительства, на выходных — обязательно уезжать домой. Но это нормально только для контрактников. В противном случае не будет дисциплины.

— Но ведь в других странах такая система существует и себя оправдывает.

— Россия не «другая» страна. Давно пора понять, что мы отличаемся от тех, кто живёт на обратной стороне Земли. Посмотрите хотя бы на то, с какой лёгкостью они переписывают историю, присваивая себе какие-то победы, факты, которых не было, на глазах у тех, кто на своих плечах вынес всю тяжесть войны. Моряки повторяли подвиги Матросова, грудью бросались на амбразуры, а спроси сейчас у школьника: «Кто такой Матросов?» — он промолчит. 65 лет назад мы подумать не могли, что нынешнее поколение об этом и знать не будет. В школах сейчас экспериментируют с духовными предметами, религией, а истории должного внимания не уделяют. Неудивительно, что школьники даже представить не могут, каких жертв стоила та война.

Считаешь каждый день

— А может быть, и не надо им этого знать? Наверняка ваши воспоминания до сих пор не дают вам спать. Пусть хоть наши дети спят спокойно.

— Вы правы, страх живёт в моей крови, но с годами становится глуше, тише, притупляется. Самое страшное, что я видел в жизни, — это когда горит корабль. На земле можно убежать, спрятаться, а куда деться с корабля? Японцы стреляют. Корабли вспыхивают, как свечки. Никогда не забуду, как люди, кто мог, бросались в воду, а кто был ранен,  сгорали заживо.

— Это война, и она подчиняется своим особым законам.

— Да нет на войне законов. Только одно вечное правило: не ты, так тебя. Я никогда не забуду день, когда во время войны с Японией страна-противник вдруг объявила о капитуляции. Мы чуть ли не прыгали до потолка, и что в итоге? В итоге по кораблю был открыт массированный огонь. Шутка у них была такая. Пошутили они, что сдаются, и с удвоенной силой стали «лупить» по нашим. О какой этике и каких правилах можно говорить? Это же не игра в шахматы.

— Да, в шахматах любая фигура может вернуться на своё законное место во время очередной партии. В жизни — нет.

— Я понимаю, о чём вы. После окончания войны с Японией нам было поручено разминировать Авачинскую бухту. Мы убирали мины, нами же установленные. И корабль наткнулся на одну из них. Видели фильм «Титаник»? То же самое. Корабль просто разорвало на две части: кормовая часть сразу пошла ко дну, на носовой ещё остались люди. Мазут, осколки, шлюпки… Тех, кто выжил, мы спасли и подобрали на свой корабль. Знаете, он вскоре подорвался на второй мине. Все, кто выжил на первом корабле, — погибли. Судьба? Наверное. Страшно пережить войну, а потом подорваться на корабле уже в мирное время… Мирное время… Я рад, что оно есть. Что мы можем жить и дышать спокойно. Да, от удара по голове в подворотне никто не застрахован, но, кто бывал на войне, тот меня поймёт.