Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
5 мая 2010, источник: Вести.Ru

Ладожская флотилия: страницы истории

Особое место в истории Великой Отечественной войны занимает Дорога жизни — единственная связь осажденного Ленинграда со свободными от фашистских захватчиков землями. Но именно дорогой она была всего 150 дней из 900 блокадных. Остальное время Ленинграду помогала Ладожская флотилия.

Дорога жизни в блокадный Ленинград началась на берегу Ладожского озера, недалеко от поселка Осиновец. Расформированная после советско-финской войны в учебный центр Ладожская флотилия в июне 1941 года получила приказ «обеспечить полное господство наших сил над всем озером, уничтожив все плавсредства противника». Но выполнить приказ было невозможно: деревянные лодки не могли противостоять бронекатерам противника и суровому Ладожскому озеру.

«За первую навигацию было потеряно 51 судно. Причем немцы потопили только двадцать одно, остальные потопили шторма Ладожского озера», — рассказывает музея «Дорога жизни» директор Александр Войцеховский.

Возглавив флот в октябре 41-го, адмирал Чероков настоял на том, что флотилию нужно усилить, но в тяжелые военные годы помочь смогли только грузопассажирскими судами, тральщиками и буксирами. За ночь на них ставили вооружение, а уже на утро они отправлялись в бой. Из Ленинграда вывозили людей, технику, эвакуировали целые заводы. В город доставляли продукты и боеприпасы.

Владимир Иванович Жуков — командир «морского охотника» — главной боевой силы Ладожской флотилии вспоминает, как спасали прижатую к северному берегу 168-ю дивизию. Несколько месяцев вывозили артиллерию.

«Одних только лошадей мы перевезли более десяти тысяч голов, а также технику, людей. И все это под огнем противника», — вспоминает капитан первого ранга в/о, в годы войны — командир катера МО-112 Ладожской военной флотилии Владимир Жуков.

Из почти девятисот дней блокады Ленинграда ледовая дорога существовала лишь сто пятьдесят дней. Все остальное время Ладожская флотилия доставляла груз и оберегала единственный путь, по которому в блокадный город доставлялось продовольствие и оружие.

Ладожская флотилия первая и последняя решилась использовать подводные лодки на озере. Долгое время неприятель не мог понять, откуда у русских такие точные данные о расположении фашистских соединений на берегу. Подводные лодки подходили почти вплотную к берегу и по несколько дней, оставаясь незамеченными, вели наблюдение. «“Языков” захватывали прямо с воды. У немецких солдат был шок. Переправляли паровозы, танки, бочки с горючим», — рассказывает историк Сергей Морозов.

Уже в январе 44-го, когда блокада была снята и перевозки в город пошли обычными путями, Ладожская флотилия продолжила бои. На ее счету десятки успешных военных операций. Моряки принимали участие в высадке десанта на финскую территорию. А Тулоксинская операция, проходившая при огневой поддержке кораблей Ладожской флотилии, позволила советским войскам продвинуться на 250 километров.

Дорога жизни была больше морским путем, нежели ледовой трассой. Но об этом сегодня мало кто вспоминает, да и напоминаний об этом осталось совсем немного. «Морских охотников» во время войны было четыреста. Это последний оставшийся, но несохранившийся. Он пережил Великую Отечественную войну, сотни обстрелов и бомбежек, но пал в неравном бою с вандалами. Все, что можно было сдать в металлолом, уже сдали. А сам «охотник» остался догнивать здесь же — на берегу Ладожского озера.