Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
5 мая 2010, источник: РИА Новости

Школьники становятся патриотами, восстанавливая памятники войны

Воспитание патриотов России — одна из задач, которую перед школой ставят создатели новых образовательных стандартов. Об участии школьников в социальных проектах, приуроченных к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, в  интервью РИА Новости рассказал учитель обществознания Центра образования №293, руководитель портала «Сеть творческих учителей» Александр Драхлер.

— Александр Борисович, служит ли школьный курс обществознания воспитательным целям?

— Я считаю, что нельзя воспитать гражданина по учебнику. Нужно уметь заинтересовать ребенка, вовлечь его в работу, где он мог бы применить знания из других дисциплин.

— Каким образом?

— Участием в различных проектах. В первую очередь, социальных, когда руками можно сделать что-то полезное для людей. Но и учебные могут быть не менее полезны. Так, на портале «Сеть творческих учителей» к 15-летию Конституции РФ в  декабре 2008 года мы провели большой конкурс «Гимн России глазами школьников». В формат презентации был «вшит» модуль караоке (слова и аудиосопровождение), а школьники должны были предложить свой видеоряд. Естественно, что хорошо нужно было изучить Конституцию. Участвовали дети и из начальной школы, и старшеклассники, и дети с ограниченными возможностями.

В эти дни мы подводим итоги крупного Интернет-проекта «Забытый памятник незабытой войны», к 65-летию Победы (недавно он стал призером ежегодного Европейского инновационного образовательного форума). Дети находят и восстанавливают забытые, разрушенные когда-то памятники. Магадан, Мурманская область… В Таганроге, например,  ребята восстанавливают памятник ученикам школы, разрушенный из-за элементарной бесхозяйственности в 1980-е. Нашли архитектора, собирают средства – памятник будет восстановлен ко Дню освобождения Таганрога в конце августа.

Один из участников войны, называя себя «сверхсрочником», говорил: «Я живу сверх срока, отпущенного моему поколению». Он создал в память о ровесниках сад в одном из северных городов. Человека уже нет в живых, но жив его сад – благодаря ребятам.

Была и другая линия «памятников»: предметы («Как воевала бабушкина прялка»), солдатские письма, документы. А студенты педагогического училища из Санкт-Петербурга нашли, восстановили и подготовили к изданию уникальный дневник, который все дни блокады вела инспектор дошкольных учреждений. Но дальше – проблема (обычная для взрослых, но не для детей): типография запросила 200 тысяч рублей — деньги для педучилища просто огромные. И как будет решаться вопрос, пока не ясно.

— Какие навыки получают дети, работая над такими проектами?

— Это социально-значимая деятельность, но проекты связаны и с использованием информационных технологий. Дети делают не только презентации, но и видеофильмы – эмоциональные военные истории, виртуальные музеи своих родных. Из одного региона пришел рассказ о находящихся по соседству «бесхозных» захоронениях. По инициативе школьников был созван сельский сход – ребята показали видеоролик, и им дали слово, что ко Дню Победы все будет восстановлено. А в Воронежской области благодаря проекту смогли установить настоящее имя захороненного бойца, списались с его родственниками, которых будут встречать у памятника герою в День Победы – а не будь проекта, имя воина осталось бы неизвестным…

— Сложно ли вовлечь школьников в подобную работу? И насколько такой опыт сейчас распространен?

— Это зависит от учителя, темы. От ситуации, в какой находится школа. В проекте «Забытый памятник незабытой войны» заявки  были присланы более чем от 600 групп. «Визитных карточек» с описанием своего видения проекта – более 300, дошли до его реализации — 222. Мы далеко не одни проводим такую работу. Вопрос лишь в том, чтобы все было искренне.

Сегодня учителей настраивают на то, что им надо доучить ребенка до поступления в институт – продемонстрировать, как дети сдали ЕГЭ. Но хороший учитель больше должен думать о том, что останется в голове и душе выпускника через 20 и 30 лет после окончания школы. ЕГЭ – это не более чем эпизод в жизни. Главное же — ориентация в мире, в обществе. Впрочем, и на вопросы ЕГЭ куда легче ответить, если ты понимаешь страну, гражданином которой ты являешься, живешь ее радостями и болью.

Материал подготовила Мария Салтыкова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости