Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Думаете, собаки корчат вам рожи? Да, вы правы!Группа ученых опубликовала доклад, в котором рассказала, что собаки используют мимику, чтобы наладить контакт с человеком
7 мая 2010, источник: Вести.Ru

В мурманском музей авиации Северного флота собраны уникальные самолеты

В Мурманской области накануне праздника можно увидеть самолеты, которые принимали участие в боях за Заполярье. Уже несколько десятилетий там работает уникальный в своем роде музей авиации Северного флота. Знаменитая «Аэрокобра», Яки, Илы и сохранившийся в единственном экземпляре морской разведчик МБР. Почти каждый самолет бережно отреставрирован специалистами.

Экспонаты можно трогать руками. И-16, Як-9, Ил-2, «Мессершмитт» — каждый может прикоснуться к истории военной авиации. Увидеть самолеты, принимавшие участия в воздушных боях на Севере, можно лишь в этом музее.

Под одной крышей энтузиасты собрали уникальную коллекцию крылатых машин. Истребитель-полутороплан И-15 по прозвищу «курносый», поисковики нашли недалеко от Мурманска — его сбили в первые дни войны.

Восстановленный, готовый хоть сейчас взлететь в небо легендарный По-2 из разведполка Северного флота. А рядом быстрый и маневренный американский истребитель «Аэрокобра». Из-за океана на восточный фронт было поставлено около 4 тысяч самолетов этой марки. Трижды герой Советского союза Александр Покрышкин, ласкового называл его «кобряткой». А немцы считали «Аэрокобру» наиболее опасным противником, и в бой с ним вступали только при численном превосходстве.

Стальной фюзеляж, грозные пулеметы, сохранился даже 12-цилиндровый двигатель Rolls Royce — самолет «Хэррикейн» поисковики нашли в горах неподалеку от Мурманска. Их первая партия прибыла по ленд-лизу из Англии еще в августе 1941 года, а к концу того года на Северном флоте уже успешно действовала «Эскадрилья хэррикейнов». Среди первых советских пилотов, летавших на этих самолетах, был дважды Герой Советского Союза Борис Сафонов, правда сам летчик считал английскую машину тихоходной и весьма уязвимой.

Но главным экспонатом коллекции считается летающая лодка — морской разведчик МБР-2. С этой машины, любовно именуемой пилотами «амбарчик» начиналась история морской авиации на Севере. Хранящийся в музеи самолет — единственный сохранившийся до наших дней.

«Тирпиц» — единственный немецкий самолет в коллекции «Мессершмитт», поисковики подняли из болота, на его крыльях даже сохранилась родная краска. Удалось установить, что в свой последний полет летчик вылетел с норвежского аэродрома и был сбит над Мурманском. Воздушные бои за город длились более трех лет, все это время его нещадно бомбили и почти полностью уничтожили. Но главные боевые действия велись над морем, наша авиация прикрывала союзнические конвои и несла большие потери. У сбитых летчиков шансов выжить в ледяной воде практически не было. Тогда, в годы войны начались складываться традиции морской авиации на Севере", — рассказала начальник дома офицеров Сафонова Светлана Лой.

Заместитель командира авиационной базы морской авиации Северного флота Сергей Лях говорит: «Эта преемственность, не только в выполнении практических современных задач, но и историческая преемственность поколений. Она проявлялась и в восстановлении авиационной технике».

Каждое новое пополнение летного состава морской авиации Северного флота, начинает знакомство со службой с посещения этой экспозиции. Ведь почти все эти самолеты найдены и бережно восстановлены строевыми летчиками, и в этом уникальность музея авиации.