Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
7 мая 2010, источник: Вести.Ru

Театр армии вступил в схватку с легендой

«Вечно живыми», спектаклем по пьесе Виктора Розова, началась больше полвека назад жизнь театра «Современник». По этой пьесе снят легендарный фильм «Летят журавли». Кажется, зачем состязаться с легендами? Тем не менее, к юбилею Победы в Театре армии вышла премьера именно «Вечно живых». Спектакль посмотрел культурный обозреватель радио «Вести ФМ» Григорий Заславский.

Заславский: Брать «Вечно живых» Виктора Сергеевича Розова — значит, вступить в неравную схватку с легендой: с этой пьесы началась жизнь театра «Современник»; с завистью слушаешь рассказы нынешних народных артистов Галины Волчек, Олега Табакова, Игоря Кваши о том, как ночами репетировали эту пьесу, а потом — во всяком случае, поначалу — по ночам и играли. Легендарный фильм, признанный шедевр во всем мире — «Летят журавли» — снят по этой же самой пьесе Розова, и все сразу вспоминают, как там играют Татьяна Самойлова и Алексей Баталов. Сегодня никто никого не заставляет — это раньше надо было к очередному партийному съезду ставить спектакль о молодом советском человеке, преодолевающем еще имеющиеся отдельные недостатки. И к юбилею Победы тоже никто не заставляет выпускать очередную премьеру. Если выпускают — значит, как говорил Толстой Лев Николаевич, «не могу молчать».

Кстати, уж если вспомнить удачные спектакли о войне, вышедшие за последние годы, так самые лучшие — это были истории камерные, семейные, домашние. Спектакль Алексея Бородина в Молодежном театре «Одна ночь», которую и играли в трюме, под сценой, а история была — о блокаде, и все понятно было, и пафоса — никакого. Был хороший спектакль Юрия Еремина по рассказу Платонова «Семья Иванова» — про то, как непросто с войны возвращаться домой, возвращаться к мирной жизни, к родным, но совсем незнакомым людям, о том, как страшно с победой возвращаться домой.

Очень хороший спектакль вышел в Художественном театре по повести Распутина «Живи и помни», который, несмотря на совершеннейший формализм в сценографии, реалист Распутин принял и даже был потрясен игрой Даши Мороз и Дмитрия Куличкова. В Театре российской армии, который в структуре Минобороны имеет свой номер, как всякая воинская часть, его главный режиссер Борис Морозов сумел вот эту — домашнюю историю — сделать главной. Домашнюю, семейную историю, войну — как территорию, где семейные отношения и вообще любые другие отношения между людьми меняются чаще, рвутся резче. Морозов, пожалуй, впервые обратил внимание на то, что в этой пьесе Розова война чаще всего показывается и рассказывается с женской точки зрения, и здесь все варианты: мать, которая ждет сына с фронта, невеста, которая ждет, но выходит замуж за другого, одинокая женщина, которая пользуется последней возможностью уладить свою личную жизнь… Говорят, в «Современнике» пьесу Розова долго считали неудачной, известно точно — что хотели открывать театр совсем другим спектаклем, но не разрешили. И вот: не всякая хорошая пьеса превращается потом в хороший спектакль, а пьеса Розова стала и великим спектаклем и великим фильмом. И вот — снова живет. И слушаешь текст, потому что в нем нет фальши, и история, которую рассказывают, — интересная. Она и о войне, уже очень далекой, и вообще — о жизни, про разных людей, про хороших, и разных. За хороших переживаешь, как в детстве, когда смотрел кино о войне и хотелось, чтобы все хорошие остались в живых. Но и в жизни, и в театре, увы, так не получается.