Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
10 мая 2010, источник: РИА Новости, (новости источника)

«Плененная» кинематографом Наталья Бондарчук

Актриса, режиссер, сценарист Наталья Бондарчук отмечает 10 мая свой юбилей. Двери в мир большого кинематографа открылись перед ней рано, в 19 лет. Первая работа в фильме Тарковского «Солярис» стала для нее не только школой актерского мастерства, но и режиссуры. Уроки великого мастера пригодились ей во время создания собственных фильмов о величайших личностях ушедшей эпохи.

В переводе — «природная»

Наталья Бондарчук родилась 10 мая 1950 года в Москве, в семье режиссера Сергея Бондарчука и актрисы Инны Макаровой, которые только  окончили институт и снялись в фильме «Молодая гвардия». «Родители решили назвать меня Натальей, что в переводе с древнегреческого означает “природная”…», — вспоминает Наталья Сергеевна. — «Мама, по старинному поверью, к рождению ребенка не готовилась, и “природную” по приезде из роддома положили в чемоданчик, укутав ватой и тряпочками».

Несмотря на то, что родилась Наталья Бондарчук в Москве, своей родиной она считает Киев. «По китайскому гороскопу родина — место зачатия человека, а не место его рождения, — говорит актриса. — Я однажды спросила маму, актрису Инну Макарову: “А почему меня все время тянет в Киев, почему я так люблю место около Лавры?”, а она отвечает: “Это неслучайно! Мы с папой там встречались, и потом появилась ты”.

Родители расстались, когда ей было восемь. Связь с отцом на несколько лет оборвалась. Он даже не знал о том, что дочь выбрала кинематографическую стезю. После окончания школы Наталья Бондарчук поступила во ВГИК на курс Сергея Герасимов, который своим вниманием и пониманием частично заменил ей отца.

Сергей Бондарчук впервые узнал о выборе дочери, когда пришел посмотреть дипломный спектакль по Стендалю “Красное и черное”. “Я играла мадам де Реналь. После спектакля отец зашел за кулисы и мы, обнявшись, заплакали. Рыдали, а он говорил, как же жалко, что я повзрослела без него”, — рассказывает Наталья Сергеевна в интервью порталу segodnya.ua.

Пигмалион

В кино Наталья Бондарчук дебютировала в 1970 году, в фильме “У озера”, однако слава пришла к актрисе после философско-фантастической картине Андрея Тарковского “Солярис” в 1972 году.

Тарковский долгое время искал актрису на роль Хари  и вначале  не утвердил Бондарчук, объяснив это тем, что она слишком молода. Только через несколько месяцев режиссер признал, что более подходящей актрисы ему не найти.

Съемки выдались непростые. Роль требовала от Натальи Бондарчук полной самоотдачи и самоотречения, к тому же мешала влюбленность в Андрея Тарковского. “Я снималась в 19 лет, будучи замужней женщиной, — рассказывает актриса. — Тогда мне казалось, что я люблю своего мужа, но вдруг пришло осознание, что я полюбила Андрея Арсеньевича. У него были ответные чувства, и скрывать это было очень сложно, но мы были семейными людьми и ни о каком совместном будущем не могло быть и речи. Это сейчас я все рассказываю так спокойно, а тогда… Я хотела или все или ничего. Резала себе вены, это был очень сложный период в моей жизни!”.

С чувствами справиться помогла вера. В один из свободных дней Наталья Сергеевна пошла в Переделкинский храм и покрестилась. “Тогда поняла, что за помощью нужно обратиться к Богу. Были застойные 70-е, я могла стать невыездной. Но после крещения стало намного легче, боль отступила”.

Овации мира и творческие поиски

“Солярис” был холодно воспринят в Советском Союзе, но за его пределами имел огромный успех. Съемочная команда во главе с Тарковским объехала десятки стран с премьерами, а в Каннах лента получила приз жюри.

“Помню, мы с ужасом прислушивались к дыханию зала: поймут ли? И действительно, первую часть публика смотрела не очень внимательно. А по окончании фильма раздались дружные овации и началась основная пытка –  нас окружила плотная толпа журналистов и фотокорреспондентов”, — вспоминает актриса.

После успеха “Соляриса” к молодой актрисе стали приходить сотни предложений, однако она не спешила их принимать. Единственный, кто понимал актрису был ее отец, который сказал на премьере “Соляриса”: “Что же ты теперь будешь играть, дочка?”. Он понимал, что его дочь очень рано сыграла уникальную роль у великого режиссера.

Только через три года Наталье Бондарчук вновь улыбнулась удача: она снялась в роли Марии Волконской в фильме Владимира Мотыля “Звезда пленительного счастья”. На съемочной площадке собрался весь свет советского кинематографа: Алексей Баталов (Трубецкой), Олег Стриженов (князь Волконский). Олег Янковский (Кондратий Рылеев), Василий Ливанов (Николай I).

Режиссер и жена

В 1975 году Наталья Бондарчук дебютировала в качестве режиссера и сценариста с  новеллой “Бессчастная Матренка” в альманахе “Пошехонская старина” по роману Салтыкова-Щедрина. Над своей дипломной работой Наталья Бондарчук работала вместе со своим будущим мужем Николаем Бурляевым.  Однако встретились они раньше —  в Киеве, на съемках картины “Как закалялась сталь”.

“Это было сразу после моего крещения. Он рассказывал мне, что, увидев „Солярис“, заявил: „Эта женщина будет со мной!“. А я видела его до этого в другой картине и тоже подумала: „Как хочется обогреть этого человека“, — вспоминает Наталья Сергеевна.

Николай Бурляев и Наталья Бондарчук прожили вместе 17 лет, а расставшись, сохранили дружеские отношения. Бурляев и его новая супруга даже снимались в фильмах Натальи Сергеевны. В своих работах она задействовала и свою сестру по отцу – Алену, для которой дебютом стала „Живая радуга“.

Наибольшую известность получили два фильма, поставленные Натальей Сергеевной в конце 80-х – „Детство Бемби“ и „Юность Бемби“. В дилогии снялся ее сын Ваня Бурляев, мама Инна Макарова. „Бемби“ помог актрисе встретиться со своим нынешним мужем Игорем Днестрянским.

„Он увидел спектакль моего детского театра ‘Бэмби’, — рассказывает Наталья Сергеевна, — а потом приехал в Москву помогать. После нескольких лет знакомства мы поженились, вместе почти 20 лет. Он актер, сыграл в ряде моих картин“.

Документальные фильмы о самых близких 

С приходом перестройки снимать художественные фильмы стало сложно, и Наталья Сергеевна обратилась к документалистике. Один из них был посвящен семье Николая Константиновича Рериха, мировоззрение которого Бондарчук приняла к 30 годам.

Чтобы лично встретиться с семьей художника и философа, Наталья Бондарчук отправилась в Индию. „Первый раз со Святославом Николаевичем я встретилась в тамошней гостинице, — вспоминает режиссер. — У дверей в небольшом холле полулежала очень худая Девика Рани — легенда индийского кино, спутница всей жизни Святослава Рериха. Нас пригласили в номер. У окна сидел Святослав Николаевич, он говорил медленно и тихо, но речь его гармонировала со всем его обликом. Потом я еще приезжала два раза, мы отсняли очень много материала“.

В последствии Наталья Бондарчук, вдохновленная общением с великим человеком, решается снять серию фильмов о знаковых для России людях. Так, появилась  картина о Пушкине „Одна любовь души моей“, в которой влюбленную в поэта Волконскую играет Наталья Сергеевна, а Пушкина — ее муж Игорь Днестрянский.

„Он очень похож на поэта, даже без грима, — говорит актриса, — Были случаи, когда дети спрашивали у меня: ‘А это Пушкин?’. Снова к этой теме режиссер вернулась в 2006 году, сняв картину ‘Пушкин: последняя дуэль’.

Перед своим юбилеем Наталья Бондарчук успела закончить монтаж документального фильма ‘Встреча на Солярисе’ — о том, как снимался главный фильм ее жизни, об отношениях с Андреем Тарковским. ‘Я на несколько месяцев окунулась в атмосферу тех лет, когда мне было 19. Впервые за многие годы мы встретились с моим другом и партнером по ‚Солярису‘ Донатасом Банионисом. Вспоминали, как в последний день съемок фильма в городе Юрьевце отмечали Пасху’.

В ближайших планах Натальи Сергеевны — съемки документального фильма об отце. Актриса также хочет открыть в городе Ейск музей Сергея Бондарчука, приурочив это событие к юбилею со дня рождения режиссера, которому в этом году исполнится 90 лет со дня рождения.

‘Мне кажется, — говорит она, — что в юбилейный год Сергея Федоровича, а ему 25 сентября исполняется 90 лет, нужно достойно и красиво отметить юбилей человека, до конца отдавшего всего себя служению кинематографу и культуре. А нас, своих детей, он очень и очень любил, я это знаю’.