Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

В 2018 году Беларусь во второй раз победила в конкурсе журнала National Geographic Traveler (Россия) как лучшая страна для агротуризма. Отрасль достаточно успешно развивается в стране уже много лет и, по мнению экспертов, у агротуризма в Беларуси большой потенциал.

Кризис 2015—2016 годов, понятно, отразился на отрасли: гостей стало значительно меньше. Впрочем, уже сегодня туристы на усадьбы возвращаются, в основном это белорусы и россияне, а также гости из-за рубежа. Много ли среди последних безвизовых туристов, узнавал «Ежедневник».

«Безвиз — это конечно хорошо, но огромного потока мы не ощутили. Но сами безвизовые туристы есть, хоть их и небольшой процент», — отметил хозяин агроусадьбы «Вяселая хата» (Минская область) Андрей Крук.

При этом как обратила внимание хозяйка агроусадьбы «На Заречной улице» (Брестская область) Алла Поликарпук, привлечению туристов на их усадьбу, в Кобринский район, мешает как раз отсутствие безвизового пространства.

«К сожалению, Кобрин не входит в безвизовую зону Брестчины. Как говорят в турагентствах, с которыми мы работаем, если бы у нас была безвизовая зона, они бы завалили нас туристами», — рассказала она.

По мнению хозяйки усадьбы, к примеру, гродненский безвиз, который уже действует два года, несомненно сыграл свою положительную роль в привлечении гостей в регион.

Однако хозяйка агроусадьбы Гродненского района «Панский двор» Ольга Козловская говорит, что у них, несмотря на то, что усадьба находится недалеко от Августовского канала, то есть входит в безвизовый регион, безвизовых туристов почти нет.

«Туристов, приезжающих на Августовский канал, много, они едут организованно, большими автобусами, кто-то в теплую погоду размещается здесь с палатками. Но у нас на агроусадьбе их нет. Возможно, потому что мы не можем принять целый автобус, поскольку попросту нет такого количества спальных мест», — предположила она.

Кроме этого, по словам хозяйки агроусадьбы, все места в усадьбе забронированы, как правило, заблаговременно, и принять спонтанных туристов в связи с этим сложно.

Возвращаются россияне

При этом туристы из-за рубежа с удовольствием приезжают на агроусадьбы в Беларусь, и их поток снова растет, отметили все собеседники. В основном, это граждане России.

«Если раньше, два-три года назад, с туристами на агроусадьбах было проблематично, то сегодня они есть. Возвращаются россияне», — отметила Ольга Козловская.

«Основной турист у нас — это россиянин, но приезжают на усадьбу гости и из Германии, Америки, Австралии, — делится в свою очередь Андрей Крук. — Есть даже такие иностранные туристы, которые едут конкретно в агроусадьбы, а не посмотреть страну. Они желают познакомиться с деревенским бытом, попробовать нашу кухню, увидеть старинные обряды».

По его словам, узнают иностранцы о наших агроусадьбах из англоязычных отзывов в интернете, которых сейчас хватает.

Как отметила хозяйка агроусадьбы «На Заречной улице», у них основные гости, не считая белорусов, россияне и поляки.

«Были группы из Германии, Италии, Китая. Но в основном приезжают из России и Польши. С поляками у нас общая история, похожие культурные традиции и кухня. Принимая делегации из Польши, мы готовим программы, направленные на раннее средневековье, различные фольклорные вещи, и это проходит на ура», — рассказала Алла Поликарпук.

Надо много работать, чтобы конкурировать

Что касаемо общей ситуации в отрасли, хозяева агроусадеб чувствуют себя по-разному.

«Мы в апреле-мае отработали так, что в июне даже хотели немного передохнуть. Но судя по отзывам коллег, так происходит не везде», — рассказала Алла Поликарпук.

По ее словам, меньше гостей на тех усадьбах, которые удалены от трасс. При этом есть раскрученные комплексы, где поток туристов постоянный. В усадьбах, специализирующихся на проведении свадеб и банкетов, все зависит от сезона, пояснила хозяйка агроусадьбы.

«Кризисная ситуация 2015−2106 годов отрасль, конечно, подкосила. Но сейчас все намного лучше. Турист поехал», — признается она.

Андрей Крук ссылается на отсутствие туристов у себя на усадьбе лишь в межсезонье, а это ноябрь, февраль, март и апрель. В остальное время, гости, по его словам, на усадьбе есть.

«Сегодня, однако, приходится гораздо больше работать, чем еще несколько лет назад, что обусловлено большим количество усадеб и, соответственно, конкуренцией в отрасли», — пояснил он.

«Мы работаем 11 лет, и могу сказать однозначно, что чем больше положительных отзывов, тем больше туристов возвращается, да еще и рекомендует усадьбу другим», — отметила Алла Поликарпук.

Она считает, что в условиях конкуренции надо использовать любой способ для продвижения своего продукта — на площадках airbnb.com, booking.com, в соцсетях, а также участвовать в выставках и работать с турагентствами.