Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
14 мая 2010, источник: Сибкрай.ru

Станет ли новая школа платной?

Этот вопрос, который волнует каждого родителя, обсудили за круглым столом чиновники от образования и руководители учебных заведений.

Школьное образование стало одной из сфер, которые постоянно преподносят россиянам сюрпризы в части реформирования. Достаточно вспомнить пресловутый ЕГЭ, о который было сломано много копий. Сегодняшняя реформа школы подразумевает наличие трех форм хозяйствования. С 11 января 2011 года, как раз с начала третьей четверти будущего учебного года, школы станут автономными, бюджетными или казенными. Как говорится, выбирай на вкус. Цель хозяйственной реформы в том, чтобы предоставить школам максимум финансовой самостоятельности, избавить их от жесткого исполнения казначейских обязательств. Во всяком случае, это касается автономных и бюджетных школ. Условно говоря, если внезапно прохудилась труба, не надо ждать перевода средств с одной бюджетной строчки на другую, терпеть неизбежную волокиту, достаточно перечислить собственные средства школы на необходимые нужды.

Кстати, все участники обсуждения подтвердили, что ни одной копейки так называемых «спонсорских» денег на нужды образования не пойдет. Более, того, как они отметили, в школах сегодня нет понятия «спонсорская помощь», есть только «добровольные пожертвования» родителей на нужды школы. (Обратите внимание: сильным помогают, а на нищету – жертвуют. М.П.) Размер «вспомоществования» определяет родительский комитет на конференции, в каждой школе по-разному. Например, в гимназии № 10 на следующий год пожертвования решили не увеличивать, оставили, как и в этом году, одну тысячу рублей в месяц. Впрочем, как ни назови – помощь или пожертвования – для родителей суть дела не меняется: плати! Но, если у мам и пап нет возможности оплатить «пожертвования» деньгами, школы примут и иную посильную помощь, например, сопроводить детей в бассейн,  музей или помочь сделать ремонт. Во всяком случае, начальник управления образовательной политики областного департамента Владимир Щукин не смог назвать ни одной школы в Новосибирской области, где бы обошлись без помощи родителей.

Впрочем, оно и понятно. Например, в Новосибирске на ремонт школ летом выделяется от 30 до 100 тысяч рублей на каждую. Тогда как, по признанию директора гимназии № 10 Сергея Бирюкова, только в прошлом году ремонт обошелся в два с половиной миллиона рублей.

За все хорошее нужно платить

Если «добровольные пожертвования» сегодня воспринимаются как нечто, само собой разумеющееся, к последнему наследию социализма в школе – бесплатному образованию – родители все-таки относятся трепетно. Особенно в свете последней реформы. И чиновники, и директора школ не устают подчеркивать: школьное образование в рамках стандарта было и остается бесплатным. Как и гарантировано Конституцией. Другое дело, если родители учеников захотят, чтобы их чада получили дополнительные образовательные услуги, может быть, на это и придется раскошелиться, хотя, как выяснилось, тоже не всегда:

— Есть инвариантная, то есть неизменная, часть школьного образования, которая обязательна для всех школ на территории России, будь то далекий якутский улус или Москва, — рассказала начальник отдела общего образования гороно Галина Черкасова. — А есть вариантная часть, которую определяет для себя каждая школа, гимназия или лицей. Например, в гимназии обязательно не один иностранный язык, а два, и все это бесплатно, поскольку входит в обязательную гимназическую программу. А в лицеях, например, углубленное изучение каких-то профильных предметов, и это тоже бесплатно. Собственно, такие особенности и определяют индивидуальное лицо каждого учебного заведения. Но есть и платные образовательные услуги: танцы, различные спортивные секции, уроки живописи, да тот же японский язык. Они не входят в обязательную программу среднего образования, поэтому родители оплачивают такие услуги.

— Если бы не было спроса, не было и предложения, — подхватывает мысль Владимир Щукин. — Родители не только участники образовательного процесса, они еще и заказчики образовательных услуг. И, если они хотят, чтобы их дети дополнительно обучались каким-то предметам, выходящим за пределы школьной программы, сегодняшняя школа должна предоставить такую возможность.

Дополнительные образовательные услуги – еще один источник заработка учителей и лишняя доходная строчка школьного бюджета. И тут спектр услуг может быть самым разнообразным. В каждой школе свои идеи. Например, как рассказала завуч гимназии № 2 Элина Фомина, некоторые родители учеников уже попросили, чтобы учителя после уроков готовили с детьми домашние задания. Пока неизвестно, сколько будет стоить такая услуга. По мнению Владимира Щукина, цена будет зависеть от наполняемости группы, квалификации учителя и т.д. Из уже реализованных проектов гимназии № 2 – создание Школы развития для 5-6 летних ребятишек. Как сообщила Элина Геннадьевна, те учителя, которые согласились по субботам заниматься с дошколятами, получили приличную прибавку к зарплате. Сейчас в этой гимназии организуют курсы по подготовке к ЕГЭ, с такой инициативой, кстати, выступили сами родители:

— Родителям это гораздо удобнее, — поясняет Элина Фомина, — вместо того, чтобы искать репетиторов, отправлять к ним детей, а это порой, бывает довольно далеко, все дополнительные занятия по подготовке к ЕГЭ можно проводить в гимназии. Причем на такие курсы будут ходить дети из других окрестных школ. 

Возникает вопрос – если учителя Гимназии № 2 или любой другой школы, где организуют такие же курсы, будут готовить своих учеников дополнительно, получается, что в рамках школьных занятий они НЕ занимаются такой подготовкой? Какой же тогда стандарт среднего образования  гарантируется Конституцией?

Кстати, по существующим нормативам, инспекторские проверки качества образовательных услуг сейчас может инициировать только областной департамент образования. Как пояснила Галина Черкасова, в новых условиях ответственность за подготовку выпускников к ЕГЭ возложена на директора школы. Определенным показателем подготовки может стать участие некоторых учеников в олимпиадах, прохождении тестов.  Впрочем, для получения школьного аттестата сегодня достаточно сдать  русский и математику, и документ у бывшего школьника в кармане. Зато очень удобно: в рабочее время отвести уроки «как обычно», а подработать можно и репетиторством со своими же учениками, зато с куда большим тщанием. Как заявила директор фонда поддержки гимназии № 1, член губернаторского совета по образованию Раиса Салмина, дополнительных центров подготовки в школах быть не должно:

— Иначе в погоне за финансированием школы могут трансформировать бесплатное образование в оплачиваемое. Мы выступаем против подобных центров.

По мнению Владимира Щукина, здесь все должны решать родители:

— ЕГЭ – это не только школьное испытание, это и вступительный экзамен в вуз. А к поступлению в вузы всегда готовились дополнительно. Но еще на старте можно выбрать подходящую школу. Если родителям знают, что их ребенку потребуется, например, физика при поступлении, значит и школу надо выбирать соответственно. 

Образовательный ГОСТ со знаком качества

Но что волнует и учителей, и родителей в равной степени – отсутствие правил образовательного стандарта второго поколения. Новосибирская область вошла в число регионов, где отрабатывали такие стандарты для начальной школы. Что же касается средних и старших классов, пока сплошная неясность. Владимир Щукин аккуратно ушел от ответа на вопрос, каким же будет новый стандарт. Если экстраполировать «правила игры» в начальной школе на среднюю, можно предположить, что во главу угла будет поставлена выработка определенных компетенций у учеников. То есть, как и в «началке» меняются требования к программам, к условиям обучения и к результатам. Но механизм пока неизвестен Поэтому возникают домыслы и вопросы. Например, директора гимназии № 10 Сергея Бирюкова волнует, будут ли доплачивать учителям за внешкольные занятия. Раиса Салмина подчеркнула: если государство будет предъявлять школам требования по оснащению новой техникой, средствами коммуникации, оно должно в полной мере гарантировать такое оснащение, причем бесплатно:

— Родители могут, например, вместо 100 компьютеров поставить 250, но средства на обслуживание оптоволоконного кабеля, модернизацию компьютеров должны предоставлять федеральные власти или муниципалитеты. 

Пока все упирается в отсутствие информации о стандарте образования второго поколения в свободном доступе. Чего не знаешь, того и боишься. Тем временем, родители уже готовы выступить на борьбу с «неведомым зверем» — завтра в Новосибирске пройдет митинг протеста против платного школьного образования.