Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Атака в Барселоне: террорист ушел с Рамблы через рынок СМИ опубликовали фотографии бегства подозреваемого в атаке на улице Рамбла в Барселоне
14 мая 2010, источник: Вести.Ru

Каннам любить Годара не за что. Реплика Антона Долина

На фестивале в Каннах ожидается скандал — сюда приехал живой классик французского кино великий Жан-Люк Годар. Его новая работа «Фильм Социализм» будет, как предсказывают эксперты, не менее революционной, чем предыдущие шедевры. О Годаре — рассказ обозревателя радио «Вести ФМ» Антона Долина.

Долин: Жан-Люк Годар самолично приезжает в Канны показать новый фильм — первый за шесть лет — и выступить перед жаждущими сенсаций журналистами на пресс-конференции: право слово, одного этого факта многим хватит для того, чтобы приехать на главный европейский фестиваль, хоть на один денек. В конце 1950-х, когда бывший кинокритик и теоретик «левой идеи», сын швейцарскоподданного Годар дебютировал картиной «На последнем дыхании» с молодым Жаном-Полем Бельмондо, многие тут же провозгласили его гением и надеждой мирового кино; другие же окрестили амбициозным шарлатаном.

Самое интересное — то, что полвека спустя ничего не изменилось: одни по-прежнему поклоняются Годару, ставя его значительно выше собратьев по движению французской «Новой волны», от покойного Франсуа Трюффо до живого-здорового Клода Шаброля, а другие на дух не переносят интеллектуальные, злые, непривычные фильмы, которые живой классик продолжает производить на свет и в 80 лет. Прожить жизнь авангардистом — это, в самом деле, не поле перейти. В начале 1960-х Годар нарушал все нормы и приличия кино, заставляя актеров смотреть в камеру и обращаться к зрителю, клеймя Голливуд, снимая наравне непрофессионалов, гениев и выдающихся личностей, вроде старлетки Бриджит Бардо и престарелого немецкого режиссера Фрица Ланга, которые сошлись в одной картине «Презрение».

К концу десятилетия Годар уже провозглашал свои фильмы затерянными в космосе и найденными на помойке. А в 1968-м приехал в Канны, чтобы закрыть фестиваль! В Париже строились баррикады, и Годар счел, что не до кино — и «Золотую пальмовую ветвь» в том году так и не присудили. Вообще, этому фестивалю любить Годара не за что — да и открыл его Берлинале, а не Канны. Впрочем, именно тут он затеял рекордное число скандалов, одним из которых неизбежно станет его новый опус под смелым названием «Фильм Социализм», представленный в параллельной программе «Особый взгляд». И не раз еще вспомнится момент, когда после очередной необъяснимой картины некто запустил Годару в лицо кремовым тортом, с криком «Непонятно!». «Зато вкусно», — парировал классик, облизнувшись.