Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
17 мая 2010, источник: Вести.Ru

Хитрый Вуди Аллен не выполнил обещания. Реплика Антона Долина

В один день на Каннском фестивале показали новые фильмы двух живых классиков — «Еще один год» британского режиссера Майка Ли и «Ты встретишь высокого темноволосого незнакомца» Вуди Аллена. Своими впечатлениями поделился обозреватель радио «Вести ФМ» Антон Долин.

Долин: Заголовок «Ты встретишь высокого темноволосого незнакомца» в сочетании с именем Вуди Аллена обещал комедию — но хитрый режиссер не выполнил обещания. Он сделал саркастическую, драматическую, весьма мрачную, хотя в то же время и смешную, картину о том, что эгоизм губит даже самых умных, а в конце всех ожидает одно и то же. Если угодно, тот самый незнакомец, о котором идет речь в названии. Звездный состав — Энтони Хопкинс, Антонио Бандерас, Наоми Уоттс, Джош Бролин, — все они работали с Вуди Алленом впервые, но каждый из них оказался маленьким автопортретом, проекцией персонажа, которого Аллен играл всю жизнь. Так что в картине высказаны взгляды автора — это подтвердил и он сам.

Вуди Аллен: Таков мой взгляд на жизнь, и он всегда был таким. Я смотрю на нее как пессимист с раннего детства, и с годами мое отношение к жизни только ухудшилось. Я действительно считаю, что жизнь — кошмарный, бессмысленный, болезненный опыт, и единственный способ как-то с этим справиться и сделать себя счастливым — это соврать самому себе. Я не первый это придумал, об этом говорили и Ницше, и Фрейд, и Юджин О Нил. Если смотреть на жизнь честно и ясно, то станет ясно, что она невыносима. Признайте это. В моем фильме из множества персонажей счастливыми остаются только двое, и это потому, что они сумели соврать самим себе. Увидь я их на вечеринке, я бы над ними посмеялся, назвал бы их глупыми и наивными, но они были бы более счастливыми, чем я.

Долин: Модный писатель, успешный галерист, богатый лондонский буржуа — герои Вуди Аллена. Другой живой классик, британец Майк Ли, получавший в Каннах полтора десятилетия назад «Золотую пальмовую ветвь» за отменную мелодраму «Секреты и ложь», показал фильм на схожую тему — о старении, разрушении иллюзий и вере человека в неосуществимую утопию, но на своем материале. Бывшие пролетарии, низший слой среднего класса, работники муниципальных служб — одинокие и семейные, счастливые и не очень, объединяются в порыве последней солидарности, уже ничуть не похожей на тот счастливый марксизм, который Майк Ли исповедовал в первых своих фильмах. Его «Еще один год» — один из самых тонких, нежных, точных и грустных фильмов, сделанных выдающимся режиссером.

Майк Ли: Полагаю, с возрастом жизнь становится более ясной и в то же время более сложной. Мой фильм — о том, как мы осознаем, к чему идет наша жизнь. Он о том, как мы сталкиваемся с другими людьми и впервые понимаем, кто мы такие. Я не думаю, что моя картина отвечает на важнейшие вопросы — скорее, ставит один из них: как и зачем мы проживаем нашу жизнь? Я задаю его и вам, и самому себе. Меня интересует то, как возможно находить в жизни радость и счастье по мере того, как мы стареем, Понимаю, что мои слова звучат общо, но на той территории, где мы находимся, не бывает черного или белого цвета, нет и однозначных ответов.

Долин: Чтобы это понять, необходимо быть опытным человеком и большим художником — настолько большим, что даже самая золотая из каннских наград ничего не добавит ни к реноме, ни к пониманию жизни. Так что Майк Ли, снявший почти шедевральную картину, как и Вуди Аллен, чей фильм вообще представлен вне конкурса, в число серьезных претендентов на призы не попадут. А жаль. Антон Долин, Вести ФМ, Канны.