Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
17 мая 2010, источник: Вести.Ru

«Исповедь Арлекина». Выставка художника, вошедшего в Книгу рекордов Гиннесса

В ГМИИ проходит выставка последнего авангардиста начала XX века Моисея Фейгина. В 2008 году Моисея Фейгина внесли в Книгу рекордов Гиннесса как самого старого на тот момент работающего художника планеты. Тогда ему было 103 года. Последние годы Моисей Фейгин практически ослеп, тем не менее — продолжал писать.

«Не писать он не мог. Многие из этих картин, — рассказывает дочь художника Анна, — Фейгин писал по ночам».

Он пережил и своих учеников, и своих учителей, среди которых были Кончаловский, Машков и Осмеркин – члены легендарной авангардистской группы «Бубновый валет». Когда его спрашивали, как он относится к творчеству великих художников прошлого, Фейгин только отмахивался: «Они все мальчишки: и Рубенс, и Леонардо, и Рембрандт».

«Как художник Моисей Фейгин состоялся именно в последние десятилетия своей жизни, когда получил возможность писать то, что хотел он сам. До этого он долгие годы, как и многие в то время, был вынужден зарабатывать на жизнь официальными заказами – портретами членов Политбюро. Однажды ему заказали четырехэтажную голову Сталина для высотки на Котельнической набережной. Чтобы оценить свою работу, художнику приходилось по несколько раз в день подниматься на высоту 29-го этажа ещё недостроенного здания», — рассказывает внук художника Леонид Фейгин.

«В 1959 году в Москве прошла Американская национальная выставка. Экспозиция современного искусства США словно раскрепостила художника. С тех пор его картины напоминают какой-то бесконечный карнавал, где все герои – трагические», — отмечает дочь художника Анна Фейгин.

«На выставке в Пушкинском музее будет показана лишь небольшая часть творческого наследия Моисея Фейгина. И дело не в том, что в музее не хватило места. Просто большинство холстов было уничтожено самим художником ещё при жизни, — поясняет куратор выставки Анна Чудицкая. — Из-за бедности, которую, впрочем, сам Моисей Фейгин возвел в принцип, он не покупал новые холсты, а замазывал старые: сверху писал новые картины. Наподобие того, как это делали иконописцы. Так что, глядя на любое из этих полотен, зрители могут лишь гадать, что скрывается под многочисленными слоями красок Моисея Фейгина».