Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
20 мая 2010, источник: Росбалт - Петербург

Тонино Гуэрра: Любить в 90 и жить дальше

Культурный шок пережили накануне петербуржцы, которые пришли в Эрмитажный театр на встречу с выдающимся итальянским поэтом, писателем, сценаристом, художником и скульптором Тонино Гуэррой. Зал не мог вместить всех гостей, они сидели даже на ступенях  лестницы.

Тонино Гуэрра, которому уже исполнилось 90 лет,  сразу заявил, что в следующем году будет отмечать 89-летие и далее всегда на год меньше. Что он нежно любит Петербург. И очень удивлен тому, что так много людей пришло  послушать, что скажет о жизни человек его возраста.

Он родился в маленькой и бедной итальянской деревне. Его мать и отец были неграмотными людьми,  и он очень стыдился этого обстоятельства. Сейчас ему тоже стыдно, но уже за те свои оценки родителей и он очень раскаивается,  и надеется, что они  простили его с небес. Об этом  он рассказывает в камерном документальном фильме «Мир Тонино Гуэрры», который показали гостям встречи.

В фильме представили и его великих друзей  (он писал сценарии для их фильмов): «Амаркорд» — для Федерико Феллини; «Красная пустыня» и «Затмение» — для  Микеланджело Антониони;  «Брак по-итальянски» — для Витторио де Сика;  «Ностальгия» — для Андрея Тарковского. А еще в его жизни были  дружба и взаимное обожание с Сергеем Параджановым, Владимиром Высоцким…

«Эти великие люди помогали мне  расти. Они возвращаются ко мне и сегодня и, по-прежнему,  помогают, хотя их уже нет», — говорит Гуэрра. И признается,  что, несмотря на особенный мир этих людей, он очень любит простых безвестных  жителей  маленьких итальянских деревень, которые  также неграмотны, как его родители, но которые мудры, умеют бороться за свою жизнь и видят в ней что-то очень важное.  

Однажды он познакомился с одинокой пожилой синьорой, которая живет в полупустой деревне, в крошечном домике и возделывает крошечный огород вокруг него. Того, что там вырастает, ей хватает на жизнь. «Синьора, а  что вы делаете в свободное время?  Как вы развлекаетесь,  например, по вечерам?» – спросил у нее Гуэрра. Она ответила, что ставит у окна стол, садится на единственный стул и смотрит в окно, чтобы увидеть, как пройдет Луна.

«Я — поэт, который  рисует», — говорит о себе Гуэрра. В фойе Эрмитажного театра можно было увидеть одни из его лучших  живописных работ – 8 иллюстраций  большого формата в смешанной технике и 21 оригинальный сюжет к собственной поэме «Мед».  Поэма  повествуют о двух братьях, которые встретились в родном селении после долгих лет разлуки. Из простых вещей – камней, цветов, деревьев, порхающих бабочек — Тонино Гуэрра создает картину не только их встречи, но и целого мира.  По этим рисункам другой художник создал четыре  мозаичных панно – их тоже показали в Эрмитажном театре.
Но главное, рисунки Гуэрра вошли в уникальную книгу «Мед», которая издана в Петербурге тиражом всего 5 экземпляров. Ее текст напечатан вручную, переплет обтянут льняной тканью медно-золотистого цвета, произведенной итальянской мануфактурой в XIX веке, а обложку украшает керамическая вставка по рисунку Гуэрры, специально изготовленная для этой книги.  Конечно, книгу подарили Гуэрре. Он  и  в Петербург приехал для того, чтобы лично поучаствовать в ее представлении.


Еще Гуэрра говорил о целительной силе слова и о том, как понял это в один из страшных периодов своей жизни. Однажды, прогуливаясь по Риму, он почувствовал, что его не слушаются ноги. Он обратился к  врачу. Тот посоветовал ему проверить голову – сделать томографию мозга. Итог ужаснул! Оказалось,  нужно делать операцию. «Когда?» — спросил Гуэрра. «Завтра», — ответил врач. И дал дополнительный срок – дней 5 и не больше.

Гуэрра вспоминает, что страшно возражал и даже говорил, что ему легче стать гомосексуалистом, чем  отдать под нож  голову. Но врач настаивал на своем. «Тогда я позвонил в Москву лучшему нейрохирургу всех времен и народов – Александру Николаевичу Коновалову», — рассказывает Гуэрра. Тот ответил: «Прилетай». В Москве Коновалов долго рассматривал привезенные снимки  и, отвернувшись, молчал. «Я надеялся, что он повернется и скажет, что, мол, все ерунда, оперировать не надо. Но он  повернулся и сказал: “Надо”. А потом добавил: “Тонино, если ты мне поможешь, то я помогу тебе”.

Гуэрра вспоминает, что эти слова  дали ему силы. И он согласился. Уже потом, когда он пришел в себя после операции, прекрасная молодая медсестра протирала его тело камфарой. “Я вас заверяю, мое тело прекрасно, но мне все равно было неловко самому и жаль медсестру”, — вспоминает Гуэрра. Он спросил у нее, почему она, такая красивая и нежная, выбрала такую тяжелую работу. Она ответила, что ей радостно смотреть, как возвращается к жизни человек, который  только что умирал. “Эти слова тоже были полны целительной силы”, — говорит Гуэрра. И добавляет, что с тех пор уже прошло 25 лет, а с ним и сегодня все в порядке. Что же касается “нейрохирурга всех времен и народов” – Александра Николаевича Коновалова, то он  подтвердил, что держал в своих руках голову Тонино Гуэрры,  видел, что там в ней есть внутри, и даже прочитал там слово “гений”…

По  воспоминанию Гуэрры,  полны невероятной силы были и слова великого Федерико Феллини, обладателя пяти “Оскаров”, автора более 20 кинофильмов, создателя интеллектуально стиля в кино. Он  был страшно болен, знал, что умирает, но за два дня до конца вдруг сказал: “Может быть, влюбиться еще раз?”.

Гуэрро говорит, что был потрясен! На самом краю  человек хотел еще раз пережить любовь, парить над землей, подчиняться тому, кому хочется подчиняться, слышать музыку оркестра в душе…

В свои 90 лет Тонино Гуэрра влюблен в свою русскую жену Лору, с которой живет уже 25 лет. С нею он и приехал в Петербург. Он говорит, что она — его муза и друг. Что она подарила ему мир, которого он раньше не знал. Что она подарила ему континент под названием Россия и замечательных друзей. Что он  хочет прожить с нею еще много лет.
А Лора, полная  рыжеволосая красавица, опекала Тонино, переводила его итальянский — на русский, а местами со смехом — и его русский – на русский,  ходила по Эрмитажному театру с  большим букетом тюльпанов,  и вместе с ним принимала все новые роскошные букеты от петербуржцев.

В этот вечер знаменитого гостя с почтением и восторгом приветствовал директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. Актер Вениамин Смехов,  тщательно подбирая “монотон”, читал стихи Гуэрры.  Сергей Стадлер в сопровождении оркестра Санкт-Петербургской консерватории  исполнял миниатюры Россини, Вивальди, Паганини…
Гуэрра громко аплодировал,  кричал “Браво!” и объяснял окружающим, что в Италии каждого человека, который  хоть как-то  играет на скрипке,  считают гением. А тут – сам Стадлер…

Если Санкт-Петербург, действительно,  культурная столица России, то еще и потому, что сюда приезжают гении, и что им здесь хорошо.

Неонилла Ямпольская