Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Ужасно великий: чем Стивен Кинг запугал все человечествоПопулярность писателя у публики огромна, но академический литературный мир не может решить, причислять ли его к большим писателям
24 мая 2010, источник: Росбалт - Петербург

Маэстро Гергиев в 25-й аудитории

Согласие всемирно известного дирижера, художественного руководителя и директора Мариинского театра Валерия Гергиева возглавить еще и Факультет искусств СПбГУ  у многих вызвало недоумение. На днях, знакомясь со своими новыми коллегами – преподавателями факультета, Гергиев ответил на этот вопрос: «Я человек движения и вижу все богатства мировой культуры.  Я постараюсь познакомить с ними моих студентов. Уверен, что это общение сделает богаче и меня самого».

В этот день студенты СПбГУ весело праздновали День восточника и филолога – самый большой факультетский праздник в университете. Как и всегда, его местом стал дворик Филологического факультета, именуемый  в последние годы Садом скульптуры. Действительно, здесь — среди кустов сирени — разбросаны несколько десятков забавных миниатюрных памятников. Есть, например,  памятник под названием «Бродский вернулся» — большой чемодан посреди аллеи. Есть «Скамья советов», на которой можно получить совет от Ангела и Искусителя одновременно. Есть «Маленький принц»,  сидящий на стопке фолиантов. «Улитка» показывает близость кафедры фонетики. Есть тут, конечно, и «Фонтан любви».

День выдался жаркий. Одни студенты загорали, валяясь на газонах. Другие, сидя в тени, листали конспекты – на носу сессия. Суетились  девушки в длинных концертных платьях.  Скромно держались в стороне старенькие профессора.

И тут появился Валерий Гергиев в роскошной, черной с золотом мантии профессора и в черной с золотом профессорской шапочке, которые ему только что преподнес маркиз, лорд Саймон Рединг. Императорским шагом Гергиев прошел к месту главного события праздника –  к площади «Лабиринт», где уже была подготовлена к запуску «Вавилонская башня» из разноцветных надувных шариков, и было укрыто белым полотном странное высокое сооружение — инсталляция «Башня» друга СПбГУ, скульптора Андрея Сазонова. Как было сказано,  это — памятник, возможно, современным информационным технологиям.

Было приветствие всем собравшимся, которое произнес одетый в золотую мантию  теперь проректор по искусству, а недавно – декан филфака, профессор Сергей Богданов.

Откровенной радостью светилось лицо нового декана филфака, президента СПбГУ Людмилы  Вербицкой, одетой в роскошную, но уже голубую мантию филолога, тоже от Саймона Рединга. Это был, как говорится, ее звездный час, ее личный праздник, поскольку не один месяц она уговаривала Валерия Гергиева принять предложение университета и возглавить Факультет искусств.

Что смогли, то и показали своему великому и величественному декану студенты отделения актерского искусства. В шаге от него, чуть не наступая ему на ноги, они шумно и весело сыграли грустный фрагмент из Чехова.

Маэстро Гергиеву доверили запуск «Вавилонской башни» — «символа креатива». Символ быстро набрал высоту и скрылся в голубом небе уже где-то над Невой. Вслед ему выпустили белых голубей. И начались, что называется, будни. В том, числе – и декана Гергиева.

Его пригласили в 25-ю аудиторию на встречу с коллегами — преподавателями, которые разрабатывали  уникальную учебную программу Факультета искусств. Обратный путь через сад со скульптурами люди в мантиях проделали уже деловой походкой. Загорающие студенты не обратили на них никакого внимания. И тут выяснилось, что аудитория закрыта, а ключи —  где-то. За ними, конечно, побежали. Маэстро стоял под дверью уже не как император, а как растерянный студент. Окружающие пытались сгладить ситуацию шутками. Маэстро вежливо улыбался.

Аудитория №25, возможно, лучшая в историческом здании Филологического факультета, выглядит, как большинство старых университетских аудиторий: портреты профессоров, принесших за века славу университету и Родине, старенькая доска зеленого цвета, коричневые стены, скрипучие стулья…

Герои дня с наслаждением сбросили  профессорские мантии на край большого стола, в центре которого устроился Валерий Гергиев. Пока, не спеша, собирались другие приглашенные, он сидел, опустив глаза, рассматривая свои руки, и на лице у него, казалось, было написано «Куда я попал?».

Он начал устало: «Вчера вечером у меня был очень трудный —  для меня лично трудный —  концерт в Лондоне…» Это искренне  признание вечного триумфатора, а также его  размышления о молодежи, о великих людях России и мира, о  величии Петербурга и миссии Мариинского театра – все сделало абсолютно гармоничным замысел пригласить в университет Гергиева. «Я никогда не думал и не планировал, что стану деканом в Санкт-Петербургском государственном университете. Но тем приятнее быть в этой роли. Я постараюсь, чтобы связь университета с миром, в том числе с миром искусства, получила определенную динамику», — сказал маэстро.

А что касается учебных и административных забот – расписание занятий, зарплата, приемные кампании, конкурсы преподавателей и другие заботы (наконец, порядок с ключами, чтобы гости не стояли под дверью), для этого есть люди. В конце концов,  есть и Ученый совет факультета, который если что, поможет и подскажет даже такому декану, — заверил проректор Сергей Богданов.

Гергиев продолжал: «Я воодушевлен замечательным звучанием голосов университетского хора. Это я вам говорю как музыкант. Они,  действительно, хорошо пели. А когда человек поет, он открывает свою душу. Мне понравились их голоса и лица» (хор традиционно исполнил на открытии праздника, конечно, «Гаудеамус» и старинные песни  «Три вещи в жизни нашей»,  «Из страны, страны далекой»).

Гергиев рассказывал о том, как недавно «мощные творческие лидеры затеяли в Нью-Йорке фестиваль “Русский Стравинский”, который всколыхнул дискуссии о том, насколько Стравинский – русский?». По его словам, к сожалению, многие русские не знают, как много лет этот великий композитор прожил в Петербурге. А молодежь должна знать об этом.

Он говорил, что в университет можно и нужно приглашать и таких звезд Голливуда, как, например, Аль Пачино, который не только хорошо дерется в кино, играет полицейских или наркобаронов, но имеет «Оскара», читает сонеты Шекспира. Или — знаменитого актера Жерара Депардье, который неожиданно согласился  участвовать в петербургском  музыкальном фестивале «Звезды белых ночей».

Гергиев говорил о том, что и в России много своих великих деятелей культуры, которые могут вдохновить молодежь и которых вдохновит общение с молодежью. Он говорил, что  дружен с легендой мирового балета – Майей Плисецкой и великим Родионом Щедриным, что молодежи надо дать возможность встречаться с ними, хотя сегодня они живут далеко. «Но я мог бы попросить их приехать к студентам», — добавил маэстро.

Он говорил о том, что надо привлечь к общению с молодежью таких гигантов мирового искусства, как Михаил Плетнев. По словам Гергиева, он уехал, потому что его обидели чиновники, но не откажется общаться с будущим своей Родины.

Он говорил о том, что всего один благотворительный концерт Анны Нетребко или Дианы Вишневой «может поддержать образовательный и даже — научный процесс в университете». О том, что миссия Мариинского театра — не в обслуживании зарубежных туристов, хотя это и важно по всем статьям, а в воспитании культурных граждан своей страны. Что строительство второй сцены театра – невероятно трудное дело. И с горечью о том, что «пока одни рассуждают о Чайковском, другие считают бонусы». Затраты растут фантастически, а официальный срок сдачи Мариинки-2 – 2011 год — кто-то уже пытается передвинуть. «Но, тем не менее,  уже сегодня Мариинский театр можно считать другом Санкт-Петербургского университета», — заметил Гергиев.

Он вспоминал о том, какой заряд энергии получал он лично, когда в Ленинградской консерватории ему удавалось общаться  с великими музыкантами, когда увидел Евгения Мравинского.  Как он надеялся поговорить с Дмитрием Шостаковичем, но уже было поздно…

«Я много передвигаюсь по миру и буду делиться со студентами своими впечатлениями, постараюсь познакомить их с масштабными лидерами мировой культуры. На старте жизни молодым важен такой толчок. И вообще, я уверен, мы будем одной командой», —  заключил декан Валерий Гергиев.

Кстати, еще одна новость последних дней из СПбГУ. Экономический факультет обратился к министру финансов РФ, своему бывшему студенту и преподавателю Алексею Кудрину с просьбой стать деканом этого факультета. Ответ пока неизвестен. Тенденция  —  очевидна.

Неонилла Ямпольская

Для справки:

Валерий Гергиев – один из ведущих дирижеров мира.  В 23 года он одержал победу на конкурсе дирижеров имени Герберта фон Караяна в Берлине и еще студентом Ленинградской государственной консерватории им. Римского-Корсакова был приглашен в Академический государственный театр оперы и балета им. С.М. Кирова (ныне Мариинский).

В  35 лет  был избран художественным руководителем оперной труппы. С 1996 года – художественный руководитель – директор Мариинского театра.

По его инициативе были созданы Академия молодых певцов и Молодежный оркестр Мариинского театра.

На сцене театра и Концертного зала, созданного усилиями маэстро,  уверенно занимает свое место  современная опера и современная филармоническая музыка. Он вернул на петербургскую сцену оперы Вагнера «Лоэнгрин», «Парсифаль», «Летучий голландец», «Тристан и Изольда». Поставил тетрологию «Кольцо нибелунга», что европейские СМИ назвали «историческим событием в музыкальной культуре».
Дебютные записи лейбла «Мариинский» весной 2009 года стали исключительным событием в мире музыки и выдвинуты в  номинациях на премию «Грэмми».

Маэстро Гергиеву принадлежит идея творческого сотрудничества Мариинского театра с крупнейшими оперными сценами мира, среди которых Метрополитен-опера, Королевский оперный театр Ковент-Гарден, театр Карло Феличе, Опера Сан-Франциско, театр Ла Скала, Новая опера Израиля, театр Шатле.

С 1995 года  Гергиев – главный приглашенный дирижер Роттердамского филармонического оркестра. С 1997 года —  главный приглашенный дирижер Метрополитен-оперы. С 2007  года — главный дирижер Лондонского симфонического оркестра.

Валерий Гергиев – народный артист России (1996), лауреат Государственной премии России (1994 и 1999). Жюри  International Classical Music Awards присвоило ему титул «Дирижер года» (1994). Лауреат высшей театральной премия России – «Золотая маска» (1996-2000). Philips Electronics вручила ему специальную премию, которую он передал на развитие Академии молодых певцов Мариинского театра (1998). Удостоен: правительственных наград Германии – Крест первого класса «За заслуги»; Италии – орден Grand Ufficiale; Франции – орден L´OrdredesArtsetdesLettres, премии Президента России за выдающийся творческий вклад в развитие искусства (2002).

Ему присвоено  звание «Артист мира ЮНЕСКО» (2003). Он награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени, орденом Русской Православной Церкви Святого Благоверного Князя Даниила Московского III степени (2003).Удостоен медали «В память 300-летия Санкт-Петербурга». 

Всемирный экономический форум в Давосе отметил деятельность Валерия Гергиева «Хрустальным  призом» (2004). Королева Нидерландов Беатрикс удостоила Валерия Гергиева звания Рыцаря Ордена Нидерландского Льва (2005). Он лауреат премии Шведской королевской музыкальной академии Polar MusicPrize (2005).

Гергиев получил престижнейшую японскую награду RecordAcademy Award за запись цикла всех симфоний Прокофьева с Лондонским симфоническим оркестром. (2006). Маэстро признан лауреатом премии имени Герберта фон Караяна, учрежденной музыкальным фестивалем в Баден-Бадене, и обладателем премии фонда американо-российского культурного сотрудничества «за большой вклад в развитие культурных связей России и США». Император Японии удостоил Валерия Гергиева ордена «Восходящего солнца» (2006).

Маэстро  вручена высшая награда Франции – орден «Почетного Легиона» (2007). Ему вручен приз Académie du disque lyrique за запись русских опер, а также —  звание «Почетный гражданин Санкт-Петербурга» (2007).

Он награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2008). Ему присвоено  звание «Народный артист Республики Южная Осетия» (2008), медаль им. Йохана ван Олден-барнефелта (Роттердам, Нидерланды),  премия Андрея Первозванного (2008). Оркестр Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева вошел в топ-лист 20 лучших оркестров мира (2008).

Гергиеву вручены медаль Palau de la Musica (Испания) и Премия британского Королевского филармонического общества (RPS MusicAwards) (2009). В официальном документе жюри так прокомментировало свой выбор: «Энергия, страсть и готовность к риску – вот что характеризует его мастерство, он с самоотречением пропагандирует творчество тех композиторов, в которых верит. Этот дирижер заряжает вдохновением, как музыкантов, так и слушателей».