Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
25 мая 2010, источник: Росбалт - Петербург

Граница за 60 секунд

Российские пограничники заметили окончание экономического кризиса: выросло количество выезжающих на отдых в Финляндию. Осталось только уменьшить очереди и время пропуска через границу, а с этим, как всегда, возникают проблемы.

Поток российских туристов в Финляндию во время майских праздников увеличился на 10-15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Об этом сообщил начальник пограничного управления ФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Николай Козик. По его словам, такие данные были получены в результате мониторинга, проведенного на погранпереходах, которые расположены на российско-финляндской границе в Ленинградской области.

Однако пересечение границы редко вызывает у автотуристов положительные эмоции. Если у финнов и эстонцев обычно нет проблем с очередями (там очень быстро проверяют документы и выпускают машины), то на российской стороне прохождение пограничных и таможенных процедур — это целая проблема. Особенно на границе с Эстонией. Там, где на сопредельной стороне все тихо и спокойно, российские контрольные службы умудряются собрать очереди иногда из нескольких десятков автомобилей.

«Чемпионы» по созданию очередей на границах Северо-Запада известны всем автопутешественникам и водителям грузовиков. Пальму первенства держит пункт пропуска в Ивангороде. Сейчас ситуация там усугубляется еще и ремонтом моста Дружба (на время ремонта, по данным СЗТУ, по мосту организовано реверсивное движение). Для решения вопроса в Нарве был даже создан специальный «отстойник» для автомобилей, чтобы они не парализовали движение в самом городе. Летом и в праздничные дни въезда в Россию через этот пункт пропуска можно ждать по несколько суток.

Второе место можно смело отдать пункту пропуска в Шумилкино, расположенному на трассе Псков — Рига. Там сейчас возникают большие очереди из так называемых «бензинщиков» — граждан, проживающих в Эстонии и Латвии (иногда это лица без гражданства, которые без виз могут въезжать на территорию России), которые едут в Россию за дешевым топливом. В итоге, если на выезде из РФ россиян пропускают без очереди, что вызывает возмущение среди эстонцев и латышей, то возвращаясь на Родину (особенно после длительных выходных), можно простоять в очереди 6-8 часов (стоимость места в очереди там доходит до 100 евро в «пиковые» дни).

Третье место в рейтинге самых больших по количеству машин очередей делят два погранперехода на российско-финляндской границе — это «Торфяновка» и «Брусничное». Большинство петербуржцев ездят через них на выходные в Финляндию, поэтому очереди там иногда бывают очень длинными.

«Есть распоряжение начальника пограничной службы генерала Проничева о том, чтобы сделать для россиян пересечение границы с Финляндией комфортным», — рассказал Николай Козик. Судя по наблюдениям корреспондента «Росбалта», в последнее время пересечение финской границы стало более быстрым, чем раньше, и процедуры на российской стороне можно пройти даже за полчаса. Но и такой скорости явно не достаточно для искоренения очередей перед российскими погранпереходами, где в выходные и праздничные дни в них стоят от 40 до 70 автомобилей.

Как объяснил Козик, по нормативу, оформление одного человека, у которого нет проблем с документами, на погранпереходе сотрудником пограничной службы должно занимать не более 30-60 секунд.  Судя по всему, — в отличие от пограничников — у таможенников, которые помимо занесения в электронную базу данных об автомобиле, проверяют еще «Зеленую карту» и таможенную декларацию, такого норматива нет или он значительно больше по времени.

Кроме того, Козик считает, что проблемы с очередями на погранпереходах Северо-Запада с российской стороны имеют и другие причины. «У наших коллег в Финляндии и Эстонии на границе присутствуют сотрудники только двух ведомств — это таможенники и пограничники. У нас же работают представители шести ведомств», — отметил Козик. Действительно, на российской стороне Россельхознадзор осуществляет ветеринарный и фитосанитарный контроль, транспортная инспекция Минтранса РФ проводит габаритный и весовой контроль грузовиков.

Вторая проблема, по словам начальника погрануправления, заключается в том, что финские и эстонские пограничники не проверяют граждан своих стран. «Мы же проверяем всех», — сообщил Николай Козик. Он считает, что контроль с российской стороны будет проходить быстрее, если Европейский союз примет решение о безвизовом режиме с Россией. «Тогда нам не придется оформлять граждан Шенгена», — считает генерал.

Проблема в том, что очереди из легковушек на российской границе создаются усилиями в большей степени таможенников, с их избыточными контрольными функциями, которые у них из года в год прибавляются. Только отменив обязательное поголовное заполнение таможенных деклараций всеми владельцами автотранспорта, запретив таможенникам проверять всех подряд, оставив главными на границе пограничников и возложив на них контроль за пересекающими границу, можно будет сократить очереди. Пока этого не произойдет, кардинально изменить ситуацию не получится, даже запустив скоростное железнодорожное движение между Петербургом и Хельсинки.

Сергей Ковальченко